Встречал эту форму под названиями
- Летящий голубь расправляет крылья
- Полёт голубя
- Птица расправляет крылья
- Голубь, расправляющий крылья в полёте
Упражнение похоже на форму «Расправить грудь», но выполняется не в статике, а на фоне маятникового переноса веса тела вперед и назад в позиции «гун-бу», и руки не опускаются каждый раз к нижнему даньтяню.
Практика.
Выполняем ставший привычным переход через центр, однако дыхание распределено по-иному: толкнув на выдохе «волну», со вдохом откатываемся назад и принимаем фронтальную стойку, сопровождая опускание рук выдохом. Правую стопу просто ставим на землю, с носка к пятке, но левую не трогаем, и на какой-то момент оказываемся в стандартной спокойной стойке с ногами на ширине плеч. Затем на вдохе чуть доворачиваемся влево, освобождаем ногу и делаем «пустой» шаг.
Вдох завершён, с выдохом переносим вес вперед, в «гун-бу». Одновременно поднимаем руки перед собой на уровень груди (не выше плеч) так, чтобы между ладонями осталось около 20 см пустоты. Лишь только движение иссякнет и тело придет в крайнее переднее положение, начинаем на вдохе откат, толкаясь в пол пяткой и загружая заднюю ногу. При этом руки раскрываются, но не уходят за спину, а словно обнимают большой, раздувающийся шар. Затем, выдыхая, снова накатываемся вперед, сводим руки — и так нужное число раз, пока не настанет пора заняться правой половиной упражнения.
Энергетика.
В этой форме можно дать свободу Ци отыскивать пути внутри тела, лишь краем сознания контролируя «растяжение» и «сжатие» между ладонями. Когда они расходятся — будто тянется невидимая резина, ладони округляются, при сближении — образ сопротивления среды, ладони становятся более плоскими. Впечатление должно быть таким, как при игре с магнитами.
Форма тренирует чувствовать Ци за пределами тела, вызывает мощную циркуляцию во всех «ручных» меридианах и укрепляет соответствующие им органы. Скоординированный с дыханием и движением рук перенос веса с ноги на ногу «открывает» точки юн-цюань, способствуя оживлению и накоплению Ци в каналах.
Варианты практики.
Можно попробовать непрерывное чередование сторон. Возможно, вам понравится каждый раз менять направление — шагая то туда, то сюда. Это внесет приятное разнообразие и бодрую динамику.
В летнее время попробовал выполнять эту форму погрузившись в речную воду по шею.
Примечание.
Линь Хоушэн рекомендует во время наката вперед отрывать пятку задней ноги. Это прекрасно вписывается в образ «маятника» и в какой-то мере сглаживает форму, делая движение округлым и мягким, однако тут есть скрытая опасность. Если вы предполагаете заниматься цигун, и только цигун, бояться нечего, но коль скоро вы в будущем или параллельно планируете изучать какую-нибудь разновидность единоборств (айкидо, даже тайцзи-цюань), пятку лучше не трогать.
Суть в том, что все разновидности выпада вперед (гун-бу, зэнкуцу-дачи, ханми и т. п.) требуют ни при каких обстоятельствах не отрывать пяток от пола, поскольку именно через них реализуется толчковое усилие. Сместив контакт с землей вперед, на носок, и даже чуть-чуть разгрузив пятку, мы порождаем слабое звено в цепи протекания энергии к атакующим рукам. Без плотного контакта всей плоскости ступни с поверхностью земли ваши толчки и удары лишатся пробивной силы, «опустеют», сохранив притом вполне классическую внешнюю форму. Практикуя «толкание волн» с отрывом пятки, мы день за днем нарабатываем пагубную (с боевой точки зрения) привычку, которая однажды подведет нас в самый неподходящий момент.