Так как в нашей коллекции достаточно большую часть занимает продукция завода АЗЛК, то сам собой напрашивается пост об истории этого завода.
Итак, в 1929 году комиссия, командированная ВСНХ СССР в США заключила с фирмой Ford Motor Company соглашение о технической помощи по организации и восстановлению в СССР производства легковых и грузовых автомобилей марки Ford.
В 30-х годах завод стал выпускать автомобили под названием КИМ (по названию завода того времени - "Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи").
В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название «Московский автомобильный завод имени КИМ». В это же время был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10.
С началом Великой Отечественной войны завод, как и многие, был переориентирован на выпуск военной продукции.
После ВОВ принято принято решение о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Предприятие переименовали в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА), позднее — «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).
В 1947 году начался серийный выпуск легковых автомобилей «Москвич-400», а в дальнейшем и 401 модель.
Первым в стране универсалом стал «Москвич-423».
Наиболее успешными в истории завода были вторая половина 1950-х и 1960-е годы. В этот период модельный ряд завода обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. В эти же годы начинается выпуск педальных Москвичей 1-й серии.
Позднее началось производство "Москвичей-412", которые легли в основу педальных Москвичей 2-й серии, они, в свою очередь, выпускались с 1973 года.
«Москвич-412»
"Москвич" 2-й серии.
В мае 1967 года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич», им стал «Москвич-408».
В 1966 году во время визита Шарля де Голля в Советский Союз (20 июня — 1 июля) было подписано соглашение между автопроизводителями «Renault» и «Москвич». Параллельно был введён в строй и завод в Ижевске, также использовавший технологии «Renault». Оба завода были рассчитаны на выпуск до 200 тысяч машин в год каждый.
Тогда же завод получил новое имя: вместо «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА) он стал называться «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).
В 1974 году с главного конвейера завода сошёл двухмиллионный автомобиль «Москвич», он был модели «Москвич-412».
В 1977 году на базе завода был открыт ДК АЗЛК — место для проведения досуга работников предприятия, существующее и по сей день под именем Культурный центр «Москвич».
В 80-х годах стали производить педальный "Москвич" 3-й серии. Во внешнем оформлении машины было больше пластика, а также появляется пластиковое сиденье.
Основные достижения завода экспонировались в Музее АЗЛК, здание которого было отрыто в 1980 году.
В начале 1990-х годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных советских предприятий. На нём велись конструкторско-экспериментальные работы по созданию автомобилей и строительству нового моторостроительного завода. В краткосрочной перспективе готовился к серийному производству седан «Москвич-2142».
«Святогор-2141»
В это же время выпускается педальный Москвич 4-й серии в количестве 3-х или 4-х экземпляров и этот проект оказывается закрытым.
"Москвич" 4-й серии "Экспериментальный"
До 1994 года АЗЛК параллельно с автомобилями выпускает педальные машины "Колобок" и "Муравей".
Автомобиль «Святогор», производившийся в 1997—2001 годах, был улучшен по ряду наиболее проблемных узлов и агрегатов (заменённых импортными), но к началу 2000-х годов уже морально устарел; кроме того, использование импортных комплектующих, которые в себестоимости автомобиля составляли более 50 %, после дефолта 1998 года сделало его производство экономически невыгодным.
В 2010 году завод объявляет себя банкротом, но в 2022 году возрождается из пепла с новым названием - завод "Москвич". И сейчас завод выпускает различные автомобили: кроссоверы и электромобили. И это, будем надеяться, не конец.