Тарас Шевченко. Автопортрет. 1840—1841
9 марта (25 февраля) отмечается день рождения Тараса Григорьевича Шевченко (1814—1861), 10 марта — день его памяти.
Его рисунки — яркое свидетельство чудесных порядков, царивших в «России, Которую Мы Потеряли».
Тарас Шевченко. Кара колодкою. 1856—1857
Тарас Шевченко. Кара шпицрутенами. 1856—1857
О собственных взглядах писателя можно судить, например, по такому эпизоду.
Как-то Тараса Григорьевича пригласил к себе домой в гости помещик Пётр Скоропадский, между прочим, отец будущего «гетмана всея Украины» 1918 года. Шевченко приехал, но когда барин, нисколько не стесняясь присутствия гостей, стал бить лакея, поэт «весь вскипел, словно его кипятком обдали, схватился с места, да, не зная, что делать, взял руками конец стола и так его стряхнул в сердцах, что и бутылки и рюмки — всё так и посыпалось наземь. Скоропадский услышал звон — да в столовую, но Шевченко взял шапку и направился к выходу.
— Что это такое?! — завопил Скоропадский.
Шевченко глянул на него, рванул изо всех сил свою шапку, разодрал её пополам и воскликнул, бросив половину своей шапки в Скоропадского:
— Хорошо о людях заботишься! Хорош пан, нечего сказать! — да с тем и ушёл».
Не следует забывать, что сам Шевченко рос крепостным, и из неволи был выкуплен друзьями-художниками, благодаря своему таланту, причём за огромную сумму, которую заломил его барин. Поэтому вполне естественно, что обиды крепостных людей и вообще крестьян Тарас Григорьевич воспринимал, как собственные.
Николай Ге. Жена Петра Скоропадского Мария с сыновьями Михаилом (справа) и Павлом (слева, в синем костюме). 1879. Павел — будущий гетман «Украинской Державы»
В эпоху декоммунизации Украины 2014—2022 годов многие названия — имена революционеров XIX века — стирали с карты только потому, что «так было названо при советской власти». Но ведь и имя Шевченко на карте впервые появилось только при власти негодных большевиков! Только сборник «Кобзарь» клятые коммуняки издали тиражом свыше 8 млн экземпляров. У автора этих строк он с детства всегда стоял на полке... Не хотят ли господа декоммунизаторы по этой причине имя Шевченко отовсюду стереть? Впрочем, теперь уже вряд ли имеет большое значение, чего они хотят или не хотят... История распорядится по-своему, но на восстановленном театре в Мариуполе портрет Шевченко остался. Думается, в искусстве и литературе он тоже навсегда останется.