Найти тему

ЕГЭ Русский язык. Задание 21. Дополненный вариант.

А давайте сегодня поговорим о задании №21. И опять предупреждаю, что новой информации ( для учителей) не будет. Я, как всегда, делаю упор на краткости и эффективности. В основном сегодня буду ориентироваться на учащихся, которые с трудом решают это задание.

Для детей вот такая памятка.

-2

1. Запоминаем случаи постановки тире в простом предложении.

1.а. Обратите внимание на подлежащее главное, задача, основное - и сказуемое ИНФИНИТИВ, ставится тире. Возможна и обратная конструкция.

Трудности вызывает отличие подлежащего со сказуемым и приложения. Важно понять -почему? Во-первых, по смыслу соединяются два существительных.Во-вторых, хоть и говорят, что в случае с приложением нельзя вставить ЭТО, дети вставляют!!! Бороться с этим – нереально! Я нашла другой подход. Он отражён в табличке:

Если нет другого сказуемого в рамках одно предложения, это сказуемое (Например: «Глаза – зеркало души».)

Если сказуемое есть, определяем как приложение (Например: На лице особенно выделялись глаза-зеркало души».)

Материал осознаётся и усваивается быстро.

1.б. Следующие случаи, думаю, понятны. Небходимо только учитывать, что понятие о неполном предложении очень редко хорошо усваивается в школе. Но достаточно несколько упражнений – и материал будет понятен.

1.в. О последнем случае – отдельно. Признаюсь честно, только года 4 как узнала, что черточка между двумя числами, обозначающими границу чего-либо, не дефис (как я считала ранее), а ТИРЕ!! Где-то встречались такие случаи в вариантах. На всякий случай оговариваю с детьми этот момент.

2. Тире и двоеточие в сложном предложении.

Предварю ваше знакомство со следующей частью моей таблицы замечанием, что знак = следует читать как «можно заменить». Уточнения о видах логической связи даю как дополнительный материал устно, т.к.считаю, что и без этого вполне обеспечен правильный ответ на экзамене.

Думаю, непонятен кружок в последнем случае тире. Здесь нужно объяснить детям, что если между простыми предложениями в составе сложного нет союза, то это предложение относим к БСП (бессоюзное), если появляется союз, то это уже ССП (сложносочиненное). На этом любят «поиграть» составители.

Дирижёр взмахнул палочкой - заиграла музыка. (БСП)

Дирижёр взмахнул палочкой - И заиграла музыка (ССП).

2. Двоеточие в простом предложении и знаки при прямой речи – самые знакомые случаи для детей. Раньше в этой таблице у меня был только ряд кружков-однородных членов после обобщающего слова, когда ставится двоеточие , и соответственно - однородные (перечисление) перед обобщающим в конце предложения - тогда ставится тире. (схемы и примеры можно найти в любом пособии).

Последние годы всё чаще появляются случаи, когда обобщающего слова нет, но он ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ. Его для себя нужно обозначать другим значком. НАпример, с обобщающим словом - записывать себе как кружочек, а для такого случая - перечеркнутый кружочек.

  • Таким образом и перейду к правилам организации своих действий при решении этого задания.

Очень важно экономить даже доли секунд на выполнении задания, чтобы использовать сохранённое время на сочинение (поэтому и полезно использовать толоко аббревиатуры или значки. .Нашли первый указанный в задании знак – запишите в форме краткой записи/лучше значка название причины (ССП, СПП, БСП или п/с - подлежащее и сказуемое и т.д.) , рядом справа номер предложения, а потом внизу приписывайте другие случаи, а справа добавляйте номера в соответствии с правилом. Думаю, уже все поняли, что в одном предложении возможны разные причины постановки одного и того же знака.

Особенно это касается запятой, поэтому один номер может присутствовать в разных "номинациях".

3. Даю краткий список всех основных случаев постановки запятой, встречаемых в вариантах:

Запись очень краткая, но думаю, понятна и может хорошо запоминаться на уровне зрительной памяти.
Запись очень краткая, но думаю, понятна и может хорошо запоминаться на уровне зрительной памяти.

Напишите, какие задания у вас вызывают наибольшие затруднения, то есть правило вы выучили (сами или с учениками), а ошибок допускается много. Я обязательно объясню алгоритм решения.

Но в основном уже всё рассказала в прошлом году, материалы здесь., в папке "ЕГЭ русский".

В следующей статье расскажу о постановке запятой в сочетаниях с "как". Не столько для ЕГЭ, сколько для грамотности.

Следующие статьи, если не будет заказов, посвящу работе с трудными текстами для сочинения ЕГЭ.

И на закуску:

-4