Расскажу, как обстоят дела в нашем городе Паясе и соседнем с ним городе Дёртйол. Оба эти города в провинции Хатай и находятся недалеко друг от друга. Настолько недалеко, что можно жить в одном городе, а работать в другом. Пробок нет, дороги свободны. Правда, если нет своего транспорта, придется потратить время на дорогу до маршрутки.
Рынок недвижимости начал восстанавливаться, но предложений о продаже в разы меньше, чем до землетрясения. Квартир как таковых стало меньше, так как многие здания разрушены, а некоторые «лишние» квартиры отдали родственникам и знакомым, или сдали. Предложения я смотрю на турецком сайте sahibinden.com. На 10 марта, если отбросить продажу дач, домиков из глины и палок, самое дешевое предложение – это токи (токи – это дома, которые строит государство) в Паясе 2+1 (2 спальни и 1 гостиная) 100 кв. м. (включая балкон и часть общего коридора в холе) за 700 000 лир + в рассрочку на 140 месяцев долг хозяина за жилье. Квартира продается с квартирантами, а при сложившейся обстановке, им выехать некуда, а значит, покупатель жить в этой квартире не сможет. В Турции законы защищают квартиросъемщиков, после покупки квартиры с квартирантами новый хозяин, если сам собирается жить в этой квартире, должен отправить им нотариально заверенное уведомление о том, что он квартиру сдавать не собирается. Точные сроки я не помню, но 2 месяца минимум дается на выезд, квартиранты могут жить и больше, например до завершения договора. На практике квартиранты могут отказаться съезжать, и выселить их можно будет по суду, дело может затянуться на год или 2. Поэтому лучше не покупать квартиру с жильцами. Токи Паяса далеко от центра.
В Дёртйол на окраине продается дуплекс – двухэтажная квартира на 1-м этаже за 750 000 лир, площадь 130 кв. метра, но как я уже писала выше в эти метры включают все😊чистая площадь квартиры меньше.
В среднем стоимость квартир 3+1 площадью 150 кв. метров (3 спальни и 1 гостиная) в новом или в доме, которому менее 10 лет с газовым отоплением, уже установленной газовой колонкой и обогревателями 1 500 000 лир (6 000 000 рублей). Без отопления можно найти дешевле. Для Паяса, как мне кажется, это перебор.
После землетрясения выросла цена квартир токи. Примерно на 200 000–300 000 лир за квартиру. Почему? Потому что ни один дом-токи не пострадал во время землетрясения. Даже дома, построенные много лет назад. Максимум штукатурка осыпалась в нескольких местах. Государство контролирует строительство и качество материалов. Как оказалось токи – самые надежные дома.
Токи – это проект государства для граждан, у которых нет жилья. Можно купить квартиру в рассрочку с минимальным первоначальным взносом. Токи Паяса построили 5 лет назад, продавали за 150 000 - 250 000 турецких лир с рассрочкой на 10-20 лет. Сейчас хозяева квартир в токи продают их за 750 000 – 1 200 000 турецких лир (зависит от количества комнат, этажа, и внутреннего убранства – ремонт, душевые кабины и т.д.), при этом на покупателя переходят долги по рассрочке. Я видела в одном объявлении рассрочка 140 месяцев с платежом 1250 лир, т.е. к указанной цене можно смело прибавлять еще 175 000 лир.
Несмотря на землетрясение, цены на квартиры продолжают расти, люди руководствуются тем, что квартир осталось мало, поэтому можно поднимать цену. Как по мне, так я в жизни не куплю квартиру в доме, который пережил серьезное землетрясение. А с февраля по март их было 4 или 5 если я не ошибаюсь, не считая того, что каждый день продолжаются афтершоки.
Цены на земельные участки тоже выросли. Участок в нашем районе Паяса 300 кв. метров до землетрясения стоил 500 000 лир, а сейчас 895 000.
Частные дома стоят 1 700 000–2 000 0000 лир в среднем за 2-этажный дом с садом на участке 300 кв. метров, при том, что они не новые, внутри нужно делать серьезный ремонт, в большинстве нет газа, а значит нужно будет ставить кондиционеры или запастись обогревателями в каждую комнату.
По словам местных жителей после землетрясения многие больше не хотят жить в многоквартирных домах. Стараются купить участки, чтобы построить или частный дом из бетона или готовы дом из стальных конструкций (префабрик - так его тут называют)
На сколько сложно найти сейчас съемное жилье?
В 2ух городах всего 10 объявлений со съемными квартирами. В Паясе – всего 1 объявление за 6000 лир 2+1 с мебелью. Самое дешевое есть в Дёртйол – 4000 лир 2+1 с мебелью, но без отопления. Самое дорогое предложение 7 000 лир. По квартирам без мебели предложений нет. До землетрясения квартиру без мебели можно было найти за 2 500 -3 000 лир.
Почему важна именно пустая съёмная квартира? В Турции принято сдавать жилье без мебели, поэтому у всех квартиросъемщиков есть своя мебель и техника. Сейчас, люди, потерявшие жилье своё или съёмное, ищут пустые квартиры. В противном случае, нужно будет либо отвезти все спасенные вещи «маме», либо искать какой-то склад (тоже за деньги), чтобы отвезти в него вещи. Снимать и квартиру, и склад (аренда складов тоже выросла, так как на уцелевшие склады повышенный спрос) дорого, даже с учетом помощи государства.
Как я писала в предыдущей статье, государство будет компенсировать съём жилья: если жильё потерял собственник – 5 000 лир в месяц, если жильё потерял квартиросъемщик – 3 000 лир. На практике найти любое съемное жильё практически невозможно. От Антакьи и до Аданы много домов разрушено, повреждено и подлежит сносу. Люди разъехались по родственникам и живут по несколько семей в одном доме или даже в одной квартире. Те, кому совсем некуда поехать живут в домах-контейнерах.
У моего мужа 2 брата остались без жилья и переехали с семьями в дом к родителям, где уже были я, муж и дочка. Нас в доме теперь 15 человек. На первый этаж занесли вещи брата, который снимал квартиру неподалеку. 3 комнаты и часть кухни полностью заняты вещами. На крыльце до потолка сложили технику, кондиционеры, балконную мебель. Еще часть вещей мы взяли на хранение у нашей соседки Дурданэ из дома напротив.
Все, кто мог найти работу в других провинциях, уезжают, поэтому напряженная ситуация со съёмным жильем на фоне массовых проверок домов на сейсмоустойчивость и наплывом иностранцев наблюдается не только в пострадавших регионах, но и по все1 Турции.
Ситуация в Хатае улучшится не скоро. В Антакье до сих пор разбирают завалы, и разбирать их будут ещё месяцев 6. Токи будут построены только через год.
Что с частным сектором?
Частный сектор выстоял, но многие дома получили серьезные повреждения и рассыпаются с каждым новым толчком. Только на нашей улице должны снести 5 домов. У соседей массово начали сыпаться заборы спустя месяц после землетрясения. Хозяева частных домов, которые будут снесены, тоже могут подать документы на токи. Правда только на 1 квартиру. А дома тут 2–3 этажные. Скорее всего свои квартиры они потом продадут, чтобы построить новый дом на своем участке.