Мелодии не имеют смысла, если под ними нет аккордовой прогрессии. Гармонизация - процесс подбора аккордов к уже существующей мелодической линии по определенным закономерностям, то есть тональным и модальным. Гармонизация опирается на чередование функций тоники, субдоминанты и доминанты по определенным закономерностям, среди которых базовая гармонизация: чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональном оборотом.
Для гармонизации используйте легкую мелодическую линию, которая вам хорошо знакома.
Придумывая гармонии нужно найти интервалы и убедиться, что ваши гармонии являются правильными нотами для аккорда. Определить тональность, в которой мы будем использовать аккорд к уже существующей мелодической линии: посмотреть ключевые знаки или нужно подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и к которой стремятся все ноты мелодии и добавить аккорды тоники.
Одно из правил, которое применяется в гармонизации мелодии - это гармонизация одинаковых фраз или мотивов в одинаковой гармонии, то есть одинаковые фразы гармонизуются чаще одинаково. Диссонанс в гармонизации можно услышать в джазовых мелодиях. Джазовые композиторы постоянно используют секунды, седьмые, тритоны, девятые и одиннадцатые для создания уникальных мелодий.
Давайте воспользуемся примером с До мажором.
Допустим, мы используем аккордовую прогрессию:
1 аккорд ✔С- Е- G До мажор
2 аккорд ✔D- F- A Ре минор
3 аккорд ✔A- C - E Ля минор
4 аккорд ✔G-B-D Соль мажор
Для простоты предположим, что аккорды меняются каждый такт, а в мелодии используются только аккордовые тона в каждом аккорде.
Как видите, использование ✔С в качестве мелодической ноты для 1 -го аккорда ✔С ( корень аккорда)- Е- G будет отличным выбором, поскольку это корень аккорда. Кроме того, ✔Е находится на расстоянии мажорной терции от ✔С, а ✔G - на расстоянии совершенной пятой.
Однако, когда мы дойдем до ✔2-го аккорда Ре минора, все может стать немного странным в зависимости от нот в мелодии. Например, если бы в мелодии использовались ✔F или ✔A, то ✔С может сработать, поскольку ✔F находится на расстоянии совершенной четверти от ✔С, а ✔А на расстоянии минорной шестой. Однако игра ✔D, мажорной секунды от ✔С, может вызвать странное напряжение.
То же самое произойдет, если мы попробуем сыграть ✔С через мажорный аккорд. В то время как ✔С будет хорошо сочетаться с ✔В из-за своей мажорной седьмой ( или минорной второй в обратном направлении) тональности.
Читая ноты профессиональных авторов и композиторов ,вы можете начать представлять, как они пишут гармонию в своей музыке. Создаете ли вы аккорды или пишите гармонические линии для мелодий, вы используете гармонию. Развитие гармонических навыков поможет вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.