Это гидротехническое сооружение в самом центре Москвы собирали из года в год. Бюджету оно обходилось дорого, а надежд в полной мере не оправдало. В результате, примерно через сто лет после начала эксплуатации, объект навсегда ушел в историю и сегодня о нем напоминают лишь старые черно-белые фотографии и многочисленные заметки в прессе прошлых двух веков.
Рождение Водоотводного канала
В 1783 году в Первопрестольной произошло очередное наводнение, вследствие которого серьезно пострадали опоры Всехсвятского Каменного моста, возведенного примерно за 90 лет до этого. Чтобы эффективно провести их капитальный ремонт, было принято решение о строительстве Водоотводного канала протяженностью 4 км. Кроме того, этот искусственный водный путь снижал бы пик весеннего паводка в центре города.
Тогда предполагалось прорыть несколько аналогичных гидротехнических сооружений, но реализовали лишь упомянутый проект — его завершили в 1786-м. Москва-река в свою очередь была запружена плотиной, чтобы направить воду по новому руслу. Но уже в конце лета того же года из-за многодневных проливных дождей уровень в реке поднялся на 4 м и плотину попросту прорвало — была затоплена обширная территория. После этого канал укрепили сваями, а правый берег ряжами — бревенчатыми срубами, заполненными камнем.
Из канавы в канал
Уже в следующем столетии ввиду необходимости совершенствования транспортной системы в Белокаменной Водоотводной канал решили сделать судоходным (движению по основному руслу мешал мост). В 1830-х провели работы по его расширению (до 20 м по дну) и углублению; откосы вымостили камнем, преобразив набережную. С тех пор канал перестали уничижительно называть «канавой».
В нижнем его конце в районе Краснохолмского моста в старом русле возвели деревянную плотину (в 1890-х заменена на металлическую системы Поаре), а в новом — двухкамерный шлюз. На самой Москве-реке в 1836-м у Бабьего Городка появилась одноименная плотина с отверстием 100 м — ее подпор в 2,8 м простирался почти на 15 км до Филей и Шелепихи.
Н. П. Пузыревский. Материалы для описания русских рек и улучшения их судоходных условий — СПб., 1908. — Вып. V (Ока и Московско-Нижегородский водный путь). — С. 69:
«На средства казны, русло р. Москвы у Бабьего Городка, ниже отделения от реки обводного канала, но несколько выше Каменного моста, было запружено разборчатою плотиною, с чугунными поворотными фермами, укладывающимися по флютбету; плотина эта имеет длину 48 сажень и подпор над меженним горизонтом 1,3 сажени».
Разбирали и собирали
Сооружение, как отмечается в процитированном источнике, было разборным — эта часть состояла из ферм в виде двух деревянных стоек с насадкой и подкосами. Собирали плотину после весеннего паводка. Операция занимала около недели, а из городского бюджета каждый раз приходилось выделять порядка 200 руб. Бывали и непредвиденные резкие подъемы воды, из-за чего случались поломки и повреждения объекта.
Научный обзор: наши реки // Русская мысль. — М., 1888. — июль. — С. 130:
«Москвичи знают, что паводки их небольшой речки бывают не только весной после таяния зимнего снега и летом после сильных дождей, но иногда и в ноябре и в декабре, когда после замерзания реки и установления санного пути наступят оттепели. Эти паводки бывают тем губительнее, что к ним не готовятся, как к весенним. Так, например, 6 ноября 1879 г. подобный паводок разрушил Бабьегородскую плотину».
Стала ненужной
В начале 1850-х от плотины до Трубной площади построили водопровод, правда ожиданий он не оправдал — в теплое время года забивался грязью, а в холода попросту замерзал. Во второй половине столетия относительно плотины строились различные планы, разрабатывались и проекты капитальной реконструкции, но до реализации дело не доходило.
Москва: Краткие очерки городского благоустройства. — М., 1897. — С. 64:
«Бабьегородскую плотину, ежегодная сборка и разборка которой стоит городу немалых денег и хлопот, предполагается также переделать в недалеком будущем и устроить при ней турбину, которая будет приводить в действие динамо-машину для электрического освещения».
К слову, в отличие от Бабьегородской, на Краснохолмской плотине в 1891-м поставили гидротурбины, обслуживающие местную прачечную и лесопилку. Тем не менее оба эти объекта, просуществовав столетие, во второй половине 1930-х навсегда ушли в историю. Они стали попросту ненужными, оказавшись при строительстве канала имени Москвы в зоне подпора Перервинского гидроузла.
Помимо указанных в тексте источников, статья основана на книге Ф. Я. Нестерук. Водное строительство Москвы. — М., 1950. — С. 127-154 и П. В. Кротков. Исторический очерк инженерных сооружений г. Москвы. — М., 1896. — С. 22