Найти тему
Пишу, как дышу

Тайное и явное

Иван Мальков и Костик Большов дружили с детского сада. В первом классе сидели за одной партой и даже переехали в новый район одновременно. Школу пришлось поменять. После каникул друзья снова попали в один класс, только уже в третий. Узнали об этом на перекличке и страшно рады были, что снова вместе.

Друзья. Фото из интернета
Друзья. Фото из интернета

Надо сказать, что путали Малькова и Большова и в детском саду, и в старой школе путали. Путали не потому, что одинаковые, а как раз наоборот.

Наверное, дело было в том, что внешние данные мальчиков не соответствовали их фамилии.

Как вы себе представляете человека с фамилией Мальков?

По – вашему, он должен быть маленьким, щуплым и вертлявым? А вот и нет! Мальков Иван (именно так, не Ванечка, Ваня или Ванюша) всегда был выше своих друзей. Грузный, медлительный, тугодум, Иван мало говорил, никуда и никогда не торопился.

Но от этого не страдал. Успевал побывать в самых «горячих» точках, участвовал во всех проделках, драках и разбиваниях стёкол футбольным мячом.

Подчинялся Иван и поддерживал во всех шалостях и выдумках своего товарища и детсадовского друга Костика Большова.

Большов – худощавый, маленького роста мальчик производил впечатление недокормленного ребёнка. Огромные голубые глаза с бесцветными белыми ресницами смотрели печально.

Только очень внимательный человек (а так же папа, мама и бабушка) могли разглядеть, как в этих бездонных глазах вспыхивают озорные искорки. Бабушка говорила тогда: «Костик, опять чертенята забегали? Смотри у меня! Вижу, вижу. Задумал чего?»

Большов молчал, наклонившись над тарелкой с любимым борщом. Выдавали Костика уши, они краснели и немного шевелились, когда его замысел раскрывали.

*****

Третий класс, это почти взрослый класс. Ещё немного, и ты старшеклассник. Поэтому Костик Большов задумал «операцию по обмену» ещё во время каникул, лёжа на берегу Чёрного моря рядом с курятником дяди Толи. Дядя Толя это мамин старший брат, он уже дедушка и Костик летом дружил с его внуком Яриком.

На берегу моря. Фото из интернета
На берегу моря. Фото из интернета

Вместе мальчишки валялись на бережке, купались, ловили рыбу. Они были очень похожи дядя и внучатый племянник: выгоревшие до белизны волосы, торчащие во все стороны; огромные голубые глаза с чертенятами, прыгающими в них; тощенькие и обгорелые до черноты на жарком черноморском солнце фигурки.

Костик поделился своим планом с племянником, Ярик план одобрил.

В чём заключалась «операция по обмену», никто не знал, кроме Малькова и Большова.

*****

Учительница Вера Сергеевна пришла в школу сразу после окончания университета. Опыта было немного, но была почти материнская любовь к детям и стремление научить их всему, что сама умела.

Начался урок со знакомства с классом, первым по списку шёл Большов. Вера Сергеевна произнесла:

- Большов Костя.

С последней парты, задев край стола, тяжело раскачиваясь, с грохотом поднялся… Иван Мальков. Народ безмолвствовал, никто же не был знаком с ребятами. Костик (настоящий Большов), опустив голову вниз, радостно ударил кулаком по тощей коленке:

- Йес-с-с! Сработало!

А ласковая Вера Сергеевна подбодрила Костю-Ивана:

- Костик, ты настоящий русский богатырь, имя тебе очень подходит – Константин – постоянный в переводе с греческого, и фамилия для тебя создана!

Засмущался русский богатырь, вогнали его в краску слова молоденькой Верочки Сергеевны, и шевельнулось внутри что-то холодноватое, что-то такое, чему трудно было дать название:

- Ладно! Чего я-то всё? – буркнул новоиспечённый Костик Большов, и с грохотом сел за парту.

Верочка Сергеевна дошла до середины журнала, прочла:

- Мальков Иван, - Костик радостно вскочил с места, - садись Иван.

Костик не понял, почему учительница про его имя ничего не сказала, то есть не про Костика, а про Ивана. Немного запутался и сам не понял, на что обиделся!

*****

Вот так и началась эта «операция по обмену», придуманная Костиком Большовым и одобренная его другом Мальковым Иваном.

Операция длилась недолго. Ответственная и исполнительная выпускница университета Верочка Сергеевна устроила внеочередное родительское собрание. Многие родители пришли парами. В классе было тесновато, папы стояли у стенки, места всем не хватило.

- Здравствуйте, дорогие родители. Хочу с вами обсудить первые результаты ваших деток, ну и с вами познакомиться.

Начну по порядку. Первым по списку числится наш богатырь, добрый и спокойный Костик Большов. Мне Костик очень нравится, хоть и учиться он не так хорошо, как хочется. Уж очень медлительный мальчик, вроде и материал знает, но всё нужно из него вытягивать клещами. Пишет Костик плоховато, я с ним иногда после уроков занимаюсь. Читает медленно.

Я стараюсь его поддержать, троек не ставлю, поэтому оценок у Кости мало.

По мере рассказа учительницы лицо мамы Большова Костика менялось на глазах. Про кого говорит эта девочка? Костик за два года в школе не получил ни одной четвёрки, учился самостоятельно, читать начал в три года.

Но Вера Сергеевна закончила про Костика рассказ, и мама оставила вопросы о сыне на потом.

- Итак, Мальков Иван, - продолжала рассказ Вера Сергеевна, - это наш лучший ученик. Ивану учёба даётся легко, без усилий. Мальчик музыкальный, читает много и увлекается не только художественной литературой, но и технической, а ему ведь только восемь лет.

Не выдержал папа Ивана:

- Извините! Вы о ком тут распинаетесь? Да, мы любим Ваньку, но чего его зря хвалить, я имею в виду, хвалить за учёбу? А ещё говорите, что музыкальный Иван. Да он даже в детском саду ни одной песни не спел, медведь на уши наступил, даже, наверное, бегемот!

Вера Сергеевна слушала и понемногу стала соображать:

- Так, дорогие мои родители! Все могут расходиться, а Большовы и Мальковы прошу остаться.

-3

Верочка всё поняла про друзей и их «операцию по обмену». Поняла, что Костик придумал план, продумал всё, кроме того, что всё тайное всегда становится явным. Особенно часто это случается на родительских собраниях.