Найти тему
Немного Историк

Октавиан Август. Интриги в Риме после смерти Цезаря, союз с Цицероном и первый конфликт с Марком Антонием

Получив весть об убийстве Цезаря, Октавиан первые несколько дней находился в замешательстве. Многочисленные советники, легионеры, близкие друзья и мать, старались повлиять на его мнение. Кто-то убеждал его укрыться с войсками в Македонии и отправить в Рим доверенных людей, чтобы узнать, а есть ли у него шансы ехать в столицу и притязать на что-то. Другие стояли на том, чтобы вести легионы, расквартированные на Балканах, в Рим и силой смести клику заговорщиков. Мать юноши всячески отговаривала от каких-либо политических действий, той же позиции придерживался и отчим. Многие опасались, что после убийства Цезаря, заговорщики начнут планомерно вырезать всю его семью.

Интересный арт с Октавианом. Правда, лавровый венок он мог носить только дома при маме. В столице его даже на порог не пустили с таким головным убором.
Интересный арт с Октавианом. Правда, лавровый венок он мог носить только дома при маме. В столице его даже на порог не пустили с таким головным убором.

Перед молодым человеком встал нелегкий выбор, сродни с выбором, который пришлось делать его августейшему дедушке, прежде чем перейти Рубикон и начать гражданскую войну. После долгих раздумий, Октавиан принял смелое решение.

Он переправился в Италию в сопровождении нескольких друзей. Там его с радостью встретили ветераны легионов павшего диктатора и провозгласили наследником. К тому времени о завещании Цезаря знали все, как и о факте усыновления Октавиана. По пути в Рим, молодой человек заехал в Кампанию, где посоветовался с Цицероном о том, как ему правильно вести себя в столице. Подробности их беседы неизвестны, но после встречи с Октавианом, популярный римский оратор, в одном из писем своему другу, упомянул, что молодой человек всецело предан ему. Возможно, уже тогда Цицерон задумал использовать Октавиана в борьбе с Марком Антонием, набирающим авторитет в столице.

Чтобы как-то обеспечить себя на первое время, будущий император потребовал часть средств, предназначенных для парфянской кампании Цезаря, на правах его наследника. Добрые легионеры выделили молодому человеку 700 миллионов сестерциев из общака, хранящегося в Брундизии. При деньгах и поддержке ряда политиков, Октавиан вошел в Рим 6 мая 44 года до н.э.

В Риме все обвиняли друг друга во всем, чем только можно.
В Риме все обвиняли друг друга во всем, чем только можно.

Тем временем, в столице дела шли неспокойно. Глава фракции цезарианцев, Марк Антоний, был вынужден пойти на политический компромисс с убийцами Цезаря, предоставив всеобщую амнистию заговорщикам на правах консула. Марк Антоний больше был воином, чем политиком, поэтому интриги давались ему непросто. Тем не менее, главному сподвижнику Цезаря удалось «выселить» некоторых слишком активных сторонников Марка Юния Брута (о нем есть отдельный цикл статей на канале) из Рима. В своих речах Марк Антоний осуждал Сенат за бездействие во время убийства диктатора, настраивая против себя видных римских политиков.

Вообще, время было очень странное, много чего непонятного. Вчерашние герои, потеряв своего лидера, не знали, в каком направлении им двигаться дальше. Заговорщики же, совершенно не понимали своего статуса, метаясь между опасениями за свою жизнь и тотальным доминированием в делах Республики. С прибытием Октавиана, дела яснее не стали, так как наметился раскол во фракции цезарианцев.

Будущий император, буквально с первого дня пребывания в Риме, понял, что в сложившихся условиях, ему необходимо активно спекулировать на памяти народа о Цезаре, поддерживая бесконфликтные отношения с Сенатом. Первым делом, Октавиан привел в исполнение тот пункт завещания дедушки, который касался раздачи 300 сестерциев каждому римскому гражданину. Причем, молодой человек делал это из своей части наследства, так как Марк Антоний воздержался от подобной благотворительности. Будущему императору пришлось заложить родовое поместье, чтобы расплатиться со всеми гражданами. Поступок Октавиана значительно повысил его авторитет среди цезарианцев, а вот Марк Антоний потерял немало политических очков. В память о почившем диктаторе, Октавиан принял принципиальное решение отказаться от барбера. Он отпустил бороду и не брился несколько месяцев в знак траура по дедушке.

Редкая римск. гравюра. "Октавиан, выступая перед плебсом, просит пожертвовать сестерции во имя памяти Цезаря".
Редкая римск. гравюра. "Октавиан, выступая перед плебсом, просит пожертвовать сестерции во имя памяти Цезаря".

Дабы почтить память Цезаря, Октавиан устроил масштабные игры, причем оплачивал их из своего кармана. Во время игр на небе появилась яркая комета, некоторые римские граждане подумали, что небесное тело предвещает скорые несчастья и войны. Октавиан всех успокоил. Выступив перед народом, он объявил, что это душа Цезаря возносится к богам, внеся свой вклад в дело обожествления погибшего диктатора.

Марк Антоний, сперва не воспринимавший юного наследника всерьез, почти не обращал на него внимания, но их интересы вступили в противоречие в вопросе обожествления Цезаря. Бывший сподвижник диктатора не захотел причислять Гая Юлия к божественному пантеону, за что потерял поддержку в народе и среди ветеранов. По мере того, как авторитет Октавиана рос, консулу становилось не по себе. Когда он, наконец, осознал, какую опасность представляет для него наследник Цезаря, то принялся всячески противодействовать пареньку. Марк Антоний инициирует расследование по факту исчезновения государственных средств, предназначенных для парфянской компании, но, благодаря связям Октавиана в Сенате, дело быстро закрыли, повесив метку «глухарь». Консул так же пустил нелицеприятные слухи о молодом человеке, в частности, что он получил усыновление от Цезаря в обмен на услуги интимного характера, ажиотажа это не вызвало, но репутация паренька слегка подмочилась.

Недовольный Марк Антоний.
Недовольный Марк Антоний.

Октавиан тоже не сидел на месте, он делает периодические выпады против Марка Антония в Сенате, обвиняя последнего в соглашательстве с убийцами Цезаря. Так же наследник диктатора пошел на серьезную политическую провокацию, присвоив ежегодную дань одной из ближневосточных провинций без согласования с консулом.

В Риме назревало серьезное противостояние двух важных политических фигур. Вот только во что это выльется? Об этом мы узнаем в следующей серии.

-
Следующая серия
-
Предыдущая серия

Если вам понравился формат и подача, подписывайтесь на канал. Я здесь постоянно.

С любовью и уважением, Автор