Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Педагогическое насилие.

В жизни все люди проходят опыт школьных лет. Некоторые любят с теплотой и юмором вспоминать об учебном процессе, а кто-то предпочитает не вспоминать это время вообще. Ученики и учителя встречаются на жизненном пути каждого человека. С уважением и теплотой вспоминаются добрые и мудрые учителя. Строгие, но справедливые тоже вызывают положительные эмоции. Учителей властных и деспотичных, а также диктаторов и тиранов вспоминают как кошмарный сон. Но видимо всем нужно пройти этот опыт и вынести самый главный урок из всего, чтобы в последующем устремиться в более взрослую и зрелую жизнь...

Я считаю, что учитель — это профессия по призванию. Это очень тяжёлый труд- образовывать и воспитывать чужих детей. В современном мире учителю стало ещё тяжелее, так как дети и родители стали агрессивнее. В СМИ мы часто видим неуважительное отношение к педагогам, заканчивающиеся порой даже трагедией. Настоящий учитель — это мудрец и наставник, к которому приходят ученики не только за знаниями по предмету, но и за жизненным советом. Очень хочется, чтобы педагог искренне любил детей, людей и свой предмет. Кроме этого, помогал раскрывать в каждом ученике таланты и способности, умел найти индивидуальный подход, хорошо управлял своими эмоциями и был непредвзятым. Хотелось бы видеть учителя интеллигентным и компетентным, терпеливым, а также творческим человеком. Конечно, за весь этот бесценный труд, профессия учителя должна быть высокооплачиваемой!

В мультипликационном, короткометражном фильме «Буревестник» [(81) Мультфильм Буревестник По мотивам произведения М Горького Песня о Буревестнике - YouTube] заложено много глубокого смысла о педагогике. В нем затрагивается множество вопросов: организация учебного процесса, поддержание микроклимата в классе, взаимоотношения учителя с учениками и между собой. В нём показано, что учитель не справляется ни с педагогическим, ни с воспитательным, ни с организационным процессом. Учительница в этой ситуации не имеет в том числе и психологического подхода к детям, интуитивно не чувствует их, не проявляет эмпатии. По сути, учитель совершает одни и те же механические действия, делая запись в дневнике, и проводя весь урок только опрос учащихся. Она не хочет работать в том направлении, чтобы каким-то образом проанализировать и улучшить ситуацию в классе.

В фильме очень много символизма и метафор. Показана буря, сгущение туч, ветер, дождь и молния с громом. Здесь речь идёт о потере контроля над развивающейся ситуацией. Авторы мультфильма сумели коротко, ясно и колоритно донести до зрителей многогранный смысл педагогического процесса, а вернее его отсутствие в данной истории. Ошибки в педагогической деятельности учителя привели, в конце концов, к трагедии и опустевшему кабинету. А ведь известно, что вчерашний хулиган и бездельник может в будущем стать великим и выдающимся человеком, но без поддержки, вдохновения и направления педагога здесь не обойтись!

Посмотрев мультфильм «Буревестник», можно сделать вывод, что учитель сам ещё не обладает достаточной зрелостью, мудростью и компетентностью, чтобы обучать и наставлять других. Кроме того, используя свою власть, он применяет к детям педагогическое насилие.

Педагогическое насилие – это пренебрежение учителя потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического давления к ребенку. Со стороны учителей оно применяется для «улучшения» показателей образовательного процесса, утверждения своего авторитета, а также используется при наличии личных психологических проблем педагога. Школьный учитель наделен немалой властью, но, к сожалению, далеко не все используют ее во благо. Токсичный учитель может использовать по отношению к ребёнку: крик, агрессивные жесты и мимику, подавляющий взгляд, бестактную критику. Он может публично унижать, обесценивать ребёнка, сравнивать его с более успешными детьми. Кроме этого, он может позволять себе критиковать внешность, оценивать достаток ученика, вмешиваться в его личную жизнь, а также игнорировать физические потребности учащегося и прочее.

Как же защитить детей от педагогического насилия? Прежде всего родителям необходимо выстроить доверительные отношения с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что вы на его стороне и он может с любой проблемой обратиться к вам, как к взрослому человеку, при этом не боясь быть наказанным и непонятым. Обучите своего ребёнка личным границам и соблюдению правил школы. Ребёнок должен понимать, что никто не имеет право в отношении него применять физическую силу, оскорбления и унижения. Обо всех нарушениях ребёнок должен сообщать родителям и администрации школы. Также маркером в подобных ситуациях может служить успеваемость ребёнка. Если успеваемость пошла на спад, необходимо проанализировать её причину. Возможно, у ребёнка не складываются отношения с учителями или сверстниками. Маркерами всего этого также могут быть психосоматические проблемы, такие, как например: аллергические реакции, боли в горле, голове, животе, нарушение пищеварения и прочие. При обнаружении педагогического насилия нужно спокойно во всём разобраться, сравнить «показания» детей и взрослых. Чтобы тщательно во всём разобраться, необходимо здравомыслие, выстраивание конструктивного диалога со своим ребёнком, классным руководителем, учителем- предметником, администрацией школы и одноклассниками ребёнка. Руководствоваться эмоциями в данной ситуации не рекомендуется. При обнаружении факта педагогического насилия, попросите администрацию школы разобраться в данном вопросе. Если же руководство игнорирует проблему, используя свою власть, занимается «покрывательством» виновных учителей, а ребенок продолжает сообщать о нарушениях – есть смысл жаловаться в вышестоящие органы и менять образовательное учреждение. Психологическое здоровье ребёнка превыше статуса учебных заведений и педагогов, в них работающих. А интернет- ресурсы на сегодняшний день помогут оперативно восстановить справедливость!

В заключении хочется закончить статью фразой поэта М.А. Светлова: «Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». А с какими учителями встречались вы и ваши дети? Какой след они оставили в вашей жизни и жизни ваших детей?

Автор: Монастырева Елена Викторовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru