Выбор шин влияет на все важные параметры эксплуатации автомобиля: на динамику, экономичность, тормозной путь, устойчивость, управляемость, плавность хода, уровень шума и, что важно,- на максимальную грузоподъёмность. Поэтому правильные шины повышают эффективность работы любого грузовика.
Важный фактор выбора шин для малотоннажников – сезонный. В среднем тормозной путь на заснеженной дороге при использовании зимних шин сокращается приблизительно на 15-20%. А на льду их ошиповка добавляет к этим цифрам ещё порядка 10%.
Но разница в шинах для малотоннажников – не только в их сезонном назначении. Тут важно понимать, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль: на автомагистралях, в городе или с выездом на сельские грунтовые дороги. В соответствии с этим и выбирают рисунок протектора. Например, для городских дорог оптимальны шины с широкими продольными и более мелкими поперечными канавками, со скруглёнными боковинами и профилем увеличенной ширины.
Если предстоит скоростное движение по шоссе, лучше взять шины с направленным рисунком протектора, обеспечивающим максимальный отвод воды из пятна контакта. А на грунтовке или на снегу лучше себя показывают шины и с более широкими и глубокими продольными, а главное – поперечными канавками, с менее скруглёнными боковинами. Более того, для зимней эксплуатации чем больше граней у блоков протектора и чем уже он сам, тем лучше.
Для средних и тяжёлых дорожных грузовиков принципы выбора шин примерно те же, разве что в нашей стране не принято использовать для них специальные зимние шины. Но здесь есть и другие особенности. Например – специализация автомобиля. Если его применение универсальное, то шины в этом случае применяют тоже с универсальным всесезонным рисунком протектора. Это или старая-добрая ромбовидная шашка, или современный вариант с более сложным пересечением канавок и с вкраплением ламелей для улучшения сцепления зимой.
Но универсальность – не синоним оптимальности. Поэтому, если «ГАЗон NEXT» работает на автомагистралях, его для безопасной и экономичной эксплуатации разумно «обуть» в шины со скоростным рисунком протектора, у которого значительное пятно контакта, скруглённые боковины и глубокие продольные канавки. Для эксплуатации в городе оптимальны шины с более выраженными поперечными канавками хотя бы по краям протектора. Если же «ГАЗон NEXT» занят в строительстве, в сельском или лесном хозяйстве, то ему более подойдут шины с глубокими поперечными канавками и грунтозацепами на боковинах – то есть специальные строительные шины.
И в завершение вернёмся к началу, то есть к тому, что допустимая нагрузка именно на шины, а не на подвеску или раму определяет предельную грузоподъёмность автомобиля. Потому что у любой шины есть предел по нагрузке, о чём свидетельствует указанный на боковине цифровой индекс. Каждому такому индексу соответствует своё определяемое по таблице значение в килограммах. А рядом с упомянутым цифровым индексом обычно указывают ещё один – буквенный, предупреждающий о предельно допустимой скорости. Превышение показателей этих индексов – критически опасно!