Найти тему

Читают ли студенты что-то кроме соцсетей?

Читают ли студенты что-то кроме соцсетей? Этот вопрос корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» задал педагогу, работающему с молодым поколением, автору книги «Похитители волшебной пыльцы», сказки «Тайный ингредиент», опубликованной в сборнике «Карлик Нос / Тайный ингредиент», и других историй Евгению Вальсу.

«Думаю, каждый согласится с тем, что соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ими пользуются люди всех возрастов. Для многих даже утро начинается не с зарядки, а с соцсетей. Глянуть, что случилось в мире за ночь, прочитать сообщения от друзей и коллег, а то и пост разместить стало обычным делом.

Более того, кто-то уже говорит, что наша жизнь проходит в соцсетях. Однако хотелось бы обсудить не плюсы и минусы сложившейся ситуации. Бытует мнение, что мы с вами стали больше читать информацию в соцсетях, а не литературу. А если конкретнее, то речь пойдет о молодежи.

Я заинтересовался данной проблемой и провел небольшой опрос среди студентов первого и второго курсов. Все они учатся в одном колледже, где получают профессию преподавателя музыки, хореографии, актерского искусства и других творческих направлений. В исследовании приняли участие 167 студентов. Вопросов, на которые им предстояло ответить, было всего шесть.

Когда я объяснил, с какой целью проводится анкетирование, ребята посетовали на то, что от обилия репетиций и домашних заданий у них почти нет времени на личную жизнь. Где уж тут читать литературу? И казалось, ответ на вопрос уже напрашивался сам собой. Тем не менее результаты меня удивили. Но не будем забегать вперед.

Первый вопрос был достаточно простым: “Что вы предпочитаете читать?” Конечно, в предложенных вариантах был ответ: “Ничего не читаю”. Но его выбрали лишь 2,4 % студентов. Действительно, читают статьи в интернете 58 % ребят, но 61 % студентов выбрали вариант “Художественную литературу”. А поскольку можно было выбрать несколько вариантов ответа, то 14 % указали, что читают и научную литературу в том числе. Лишь 19 % респондентов считают, что им вполне достаточно переписки в соцсетях.

Второй вопрос был связан с научной литературой. Я попросил студентов указать, какие именно области науки их интересуют. Лидирующее положение заняла психология, особенно книги по саморазвитию. Среди ответов также промелькнула философия, космос и теология.

Третий вопрос был адресован тем, кто читает статьи в интернете. Я попросил указать тематику этих статей. Часть ребят (14 %) затруднялись выбрать какую-то одну тему, поскольку, заглядывая в соцсети, читают все подряд, если их заинтересовал заголовок или фото в посте. Тем не менее тематика статей, которые студенты предпочитают читать в интернете, распределилась следующим образом:

— на первом месте оказались статьи о событиях в мире и родном городе (32 %);

— на втором месте — “Психология и саморазвитие” (10 %);

— на третьем месте — “Искусство и творчество” (8,4 %);

— на четвертом месте — “О жизни интересных людей и исторических личностях” (7,2 %);

— на пятом месте — научно-познавательные статьи (7 %).

В меньшинстве оказались статьи: “Уход за собой” — 4,2 %, “Спорт” — 4 %, “Рецепты приготовления еды” — 3 %. Еще реже упоминались: “Мода”, “Компьютерные игры”, “Интервью с интересными людьми”.

Четвертый вопрос был тоже легким: “Читаете ли вы классическую литературу?” Положительный ответ выбрали 70 % студентов.

С этим вопросом был связан и следующий. Я спросил ребят: “Что из классической литературы вы прочитали за последние полгода?” Ответы распределились следующим образом:

51 % — Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”;

24 % — А. Н. Островский “Гроза”;

23,4 % — И. С. Тургенев “Отцы и дети”;

16 % — М. А. Булгаков “Мастер и Маргарита”.

Другие произведения классиков заняли чуть меньший процент. Но, глядя на перечисленные студентами названия, я понимал, что все это программа 1 и 2 курсов, которую они осваивают на уроках литературы. Тут хочется сказать отдельное спасибо преподавателям, которые смогли сформировать у студентов мотивацию к чтению классической литературы, хотя бы в рамках обучения в колледже.

На этот вывод меня натолкнуло еще одно обстоятельство. Среди всех ответов лишь один или два раза мне встретились имена Ш. Бронте, А. Конан Дойла, Дж. Лондона, А. Кристи, М. Митчелл, Дж. Остин.

Из последнего вопроса мне хотелось узнать, каких отечественных и зарубежных авторов читает молодежь.

39 % голосов набрали отечественные авторы;

51 % голосов достался зарубежным авторам.

Наиболее сложным оказалось выделить имена авторов, которым студенты отдают предпочтение. Передо мной предстал список из целой плеяды современных талантливых авторов, пишущих в разных жанрах. Чаще всего в анкетах ребят мне попадался С. Кинг, чуть реже — Дж. Роулинг и М. Петросян, и 2–3 раза упоминались имена: Харпер Ли, Э. Скотт, А. Шерри, Лия Арден, Лена Сокол, Анна Джейн и др.

Как я и говорил выше, результаты исследования меня приятно удивили. Несмотря на то что соцсети прочно вошли в нашу жизнь, молодежь все-таки читает литературу, и не только художественную».

А что читаете вы? Ждем ответов в комментариях!

Евгений Вальс
Евгений Вальс