Сорок лет хиту «Blue Monday» группы New Order: кто вдохновил на его написание и кого он потом вдохновил
Манчестерцы соединили Донну Саммер с Эннио Морриконе, чтобы создать футуристический танцевальный хит — и в итоге повлияли на Рианну, Pet Shop Boys и детройтское техно.
Возможно, будет преувеличением сказать, что выход «Blue Monday» изменил карьеру New Order, но он определенно изменил ее. Благодаря ему они впервые попали в Топ-10 и на программу Top of the Pops. Хит провел 38 недель в Топ-75, стал самым продаваемым 12-дюймовым синглом всех времен и изменил представление аудитории о New Order: до того момента группа, которая когда-то именовалась Joy Division, была фаворитом у специфических слушателей продвинутого диджея Джона Пила, теперь же они пришли к аудитории, которая никогда не слышала о Яне Кертисе.
Хит также оказался очень влиятельным, предвосхитив слияние альт-рока и танцевальной музыки, которое произошло позже в 80-х, повлияв на клубную музыку пост-диско, вдохновив его в первую очередь и подкинув при этом набор текстов для техно-продюсеров, оказав попутно длительное влияние на поп-музыку. В честь 40-летия «Blue Monday» мы приводим здесь песни, которые способствовали её созданию, и песни, которых не было бы, если бы «Blue Monday» не появилась.
До «Blue Monday»
Эннио Морриконе — For a Few Dollars More (1965)
Питер Хук стал пионером в использовании баса как ведущего инструмента еще в Joy Division, но активное использование секвенсорных басовых линий в New Order заставило его усовершенствовать свои методы: он утверждал, что риффы «Blue Monday» были вдохновлены гитарой из партитуры классического спагетти-вестерна Серджио Леоне, после того как они просмотрели фильм в студии.
Kraftwerk — Uranium (1975)
Принимая во внимание сэмпл «Blue Monday» как работу над одним из промежуточных треков (бит «Blue Monday» появился почти случайно благодаря сбою в программе компьютера-секвенсора; корни же композиции уходили в более раннюю песню — «586», — созданную Самнером и Моррисом в начале 1982 года) и явную одержимость музыкантов оркестровым звучанием группы Orchestral Manoeuvres in the Dark, «Radio-Activity» — наименее коммерчески успешный альбом имперской фазы Kraftwerk — оказал поразительное влияние на британскую поп-музыку начала 80-х годов. Джиллиан Гилберт, гитаристка и клавишница коллектива, утверждала, что New Order поначалу тестировали свой сэмплер, записывая собственные пуки.
Sylvester — You Make Me Feel (Mighty Real) (1978)
Всякий раз, когда обсуждается влияние на «Blue Monday», кто-нибудь обязательно упомянет синтезированный рифф из крайне раздражающей пост-панк поделки Gerry and the Holograms. Бернард Самнер отрицает, что когда-либо слышал его — справедливости ради, New Order вряд ли скрывали, что у песни есть и другие заимствования, — намекая, что вместо этого она уходит корнями в октавно-прыгающую басовую линию «Mighty Real».
Donna Summer — Our Love (1979)
Самой известной составляющей «Blue Monday», вероятно, является её запинающийся ритм, заимствованный оптом из «Our Love» — также, несомненно, повлиявший на «Temptation» — шедевр Донны Саммер и продюсера Джорджио Мородера «Bad Girls» 1979 года. Интересно, что два последних трека этого альбома, «Lucky» и «Sunset People», передают атмосферу «Blue Monday» — электроника, ориентированная на танцпол, дополненная отстраненным меланхоличным вокалом.
Klein & MBO — Dirty Talk (1982)
Самнер говорил, что New Order вышли из уныния после смерти Иэна Кертиса, прослушав записи итало-диско, которые собрал их друг. К моменту выхода «Blue Monday» его звучание просочилось в творчество New Order: послушайте стучащие синтезаторы в главном опусе итальянско-американского дуэта Klein & MBO, любимом хите Самнера.
После Blue Monday
Bobby O — Giving Up (1984)
Есть прекрасная закономерность в том, что трек, на который повлияли Italo Disco и Hi-NRG, в итоге стал влиянием на Hi-NRG. Его самым ярым адептом был продюсер Бобби Орландо, который выпустил как минимум два сингла, которые по сути были «Blue Monday» с новым вокалом — «Love Reaction» Дивайн и «Boy or Girl» Эрика. «Giving Up» менее откровенен, но «Blue Monday» все еще явно видится в его ДНК.
Kreem — Triangle of Love (1986)
Неизвестный, но интригующий альбом, который демонстрирует, какое влияние New Order оказывал на раннюю детройтскую техно-сцену. Все участники изобретающей жанр группы Bellville Three — Деррик Мэй, Хуан Аткинс и Кевин Сондерсон — участвовали в создании «Triangle of Love», сингла, сделанного по образу и подобию «Blue Monday»: даб-микс Мэя — лучшая из многочисленных версий.
Pet Shop Boys — In the Night (1985)
Нил Теннант однажды отметил, что он "чуть не разрыдался", когда впервые услышал «Blue Monday», настолько он был похож на то звучание, к которому стремились зарождающиеся Pet Shop Boys. Влияние New Order можно услышать во многом из их каталога 80-х, но басовая линия «In the Night» делает этот пример особенно ярким.
Кайли Миноуг — Can't Get Blue Monday Out of My Head (2002)
Свидетельство позиции «Blue Monday» в британской поп-культуре: основанная на тайно выпущенной 12-дюймовой пластинке диджея и продюсера Эрола Алкана, эта композиция, состоящая из сразу узнаваемого бэк-трека New Order и мелодии из «Can't Get You Out of My Head», впоследствии стала хитом вечера, когда Миноуг исполнила ее на Британском конкурсе 2002 года.
Рианна — Shut Up and Drive (2007)
Участники New Order стали соавторами продолжения её альбома «Umbrella», поэтому очевидно, что основной рифф песни основан на «Blue Monday». Возникает ощущение, что хит был использован не только из-за своих сразу узнаваемых музыкальных аспектов, но и как символ: с напряженным машинным ритмом и нововолновыми гитарами, вся песня «Shut Up and Drive» стремится вызвать ностальгию по началу 80-х годов.