В эти мартовские дни, когда женщины получают поздравления и букеты, мы решили вспомнить одну необычную героиню, фотографа-любителя, которая пережила вместе с нашей страной долгие лихие годы и навсегда влюбилась в российский Дальний Восток.
4 июля 2014 года во Владивостоке появился новый памятник – городская скульптура. На лестнице, ведущей от Почтового переулка к улице Светланской стоит бронзовая барышня в шляпке и длинном платье начала прошлого века. К груди она прижимает письмо. Автор композиции - скульптор Алексей Бокий. Зовут героиню, вдохновившую владивостокцев на установку памятной фигуры, Элеонора Прей. Этой женщине, американке по рождению, удалось обрести в России вторую родину и трагически расстаться с ней после тридцати шести прожитых во Владивостоке лет.
Об Элеоноре Лорд Прей знает практически каждый житель Владивостока. Родилась наша героиня в Соединенных Штатах, в небольшом провинциальном городке Южный Бервик округа Йорк (штат Мэн). На Дальний Восток Элеонору привез муж Фредерик в 1894 году. Родственник Федерика Прея, предприниматель Чарльз Смит, разбогатев торговлей пушниной, открыл во Владивостоке «Американский магазин». К Преям Смит обратился за помощью в ведении дел, и семейная чета с радостью приняла его приглашение.
Надо сказать, что Элеонора была человеком творческим и впечатлительным, поэтому перемены и новшества воспринимала с восторгом. Владивосток после американской провинции поразил ее шумом и блеском, молодая чета сразу окунулась в светскую жизнь. Впечатления и переживания Элеоноры о тех временах остались в дневниках и многочисленных письмах.
24.6.1894 «Жизнь здесь лёгкая и очень весёлая – так мне кажется, но так как я из „восточной глубинки“, я не бывала много в обществе. Владивосток – это крепость империи, как Мальта или Кронштадт. Поэтому здесь, конечно же, огромное число офицеров – как войсковых, так и флотских. Князья, бароны, вице-адмиралы, золотые галуны, шевроны и медные пуговицы столь обильны и повседневны, как мухи дома. Всё это повергало меня в трепет, когда офицеры начали наносить нам визиты, но теперь я могу проглотить всё это, даже не моргнув…»
24.6.1894 «В бухте стоят три русских военных корабля, и прошлой ночью на закате мы вышли на балкон, чтобы послушать, как военный оркестр исполняет русскую национальную молитву во время спуска флага. Это было прекрасно, и я надеюсь когда-нибудь достать ноты этой молитвы и послать их домой..»
17.7.1894 «Мы отправились на бал по случаю дня Св. Петра и Павла… в экипаже – от самого дома до Адмиральской пристани, где ждал паровой катер, который доставил нас на борт флагманского корабля «Адмирал Нахимов». Нас приняли капитан Лавров и адмирал Тыртов. Даже и не подумаешь, что корабль построен для кровавых войн, ибо он отделан так, что больше похож на дворец, чем на что-либо иное. Кормовая палуба была прикрыта тремя навесами, так что никакой дождь не мог на неё попасть. Это пространство было отведено для танцев. …»
16.1.1895 «Здесь проводятся и такие забавы, как маскарад. Группы людей в масках ходят по городу и заходят в то место, где собирается на праздник общество, независимо от того, знакомы они с хозяевами или нет <…> Из зимних забав здесь есть также каток, и он очень хорош; он находится напротив Морского клуба и занимает около половины акра, а чистят и убирают его кули. Он обнесён вокруг забором, и с каждой стороны имеется по домику, куда можно зайти, чтобы погреться и выпить горячего чаю. Около входа находится помост, на котором дважды в неделю играет духовой оркестр. Билеты на весь период стоят пять рублей, а разовый билет – двадцать копеек».
Каждое лето семья Прей, как и многие другие, арендовала дачный дом. Элеонора и Тед Прей снимали дом на Де-Фризе в имении Гольденштедтов.
Веселые поездки и светские развлечения исчезли из жизни Преев с началом Русско-японской войны. Элеонора искренне переживала за судьбу русских матросов и офицеров, благословляла их на победу. Она не могла даже предположить, что это были только первые всполохи глобальных потрясений, которые навсегда изменят безоблачную жизнь.
10.02.1904 г. «Вчерашним утром я печатала фотографии, когда раздался пушечный выстрел. У меня сердце чуть не замерло, и казалось, прошёл час, прежде чем раздалось ещё два, и тогда я поняла, что это был сигнал к войне с адмиральского корабля «Россия». Вскоре я узнала от своих друзей, что крейсеру «Громобой» приказано выйти в море … Я пожелала им победы и по русскому обычаю дала своё благословение…»
Не желая оставаться безучастной к судьбе новой родины, Элеонора Прей взялась за шитье рубашек для Красного Креста: «Поскольку все мои друзья на стороне русских, я очень рада сделать всё, на что только способна пара рук, чтобы им помочь».
Первая мировая, Февральская революция, отречение Николая II, наконец, Октябрьская революция. Тихий уютный мир остался в прошлом, действительность наполнилась пугающим хаосом, но и тогда Элеонора не поддалась на уговоры и не покинула Россию. Фотографий в те дни становилось меньше, но писем и заметок все больше. Миссис Прей вела хронику событий, тщательно фиксировала происходящее, пропуская все через свое сердце.
Интервенцию она наивно воспринимала как возвращение в тот самый лучший мир, с восторгом приветствовала «наших мальчиков» и надеялась, что город вот-вот станет прежним. Тем сильнее была горечь разочарования, когда ей пришлось наблюдать толпы эмигрантов, отбывающих из России.
20.10.1922 «Позавчера, после того как Тед в половине четвёртого пришёл домой и мы пообедали, я вышла, чтобы пройтись и посмотреть, как выглядят улицы ...и телега за телегой ехали по Светланской, гружённые чемоданами, коробками и домашним скарбом, а на самом верху в каждой – женщины и дети, иногда с домашней собачкой. Это было одно из самых печальных зрелищ, какие мне только приходилось видеть: все они бежали, спасая жизнь, на суда, чтобы выбраться из этой страны, где они родились и которой многие из них уже никогда не увидят…»
Удивительно, но и тогда Элеонора не покинула Владивосток.
Испытания на верность новой родине продолжались. Прекратил существование «Американский магазин», в 1923 году умер муж Фредерик, потерянная Элеонора сделала все, чтобы остаться – поступила на работу бухгалтером в торговый дом «Кунст и Альбарс» (сейчас там Владивостокский ГУМ), где проработала вплоть до его закрытия в 1930 году. Лишившись работы, оставшись на грани нищеты Элеонора Прей покинула Россию. Вот финальная запись из ее дневника: «Я плыву всё дальше и дальше, и каждый поворот винта отдаляет меня от любимого города, где я прожила 36 лет».
Ее ждала эмиграция в Китай, а затем депортация в Америку, где она и прожила остаток дней. Скончалась Элеонора Прей в 1954 году. Дневники, фотографии и мемуары – исторические свидетельства, бесценные материалы о жизни во Владивостоке не были утеряны. Внучка героини, Патриция Сильвер нашла архив на чердаке дома. Часть материалов была передана В Вашингтонскую библиотеку Конгресса, а фотографии и некоторые личные вещи внучка отправила во Владивосток.
Затем вышла книга «Письма из Владивостока (1894–1930) / Элеонора Лорд Прей» под редакцией Биргитты Ингемансон, перевод с английского А. А. Сапелкина. В Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева находится постоянная выставка «Элеонора Прей. Письма из Владивостока», здесь можно увидеть те самые фотографии, письма, личные вещи и другие документы (адрес музея: г. Владивосток, ул. Светланская, дом 20).
Мы начали свой рассказ с упоминания памятника Элеоноре Прей. Через три года после установки скульптура получила неожиданное дополнение – фигуре добавили позолоченный фотоаппарат ФЭД. Наверное, этот штрих как нельзя лучше передает признательность жителей Владивостока к американке, влюбившейся в Россию.
«Вряд ли кто-то любит это неухоженное место так, как я. Все смеются надо мной, а я ничего не могу с собой поделать. Одна только мысль, что можно жить где-то, где я не буду видеть эту голубую бухту и два залива (Амурский и Уссурийский), приводит меня в ужас», Элеонора Лорд Прей.
Для тех, кому интересна портретная фотосъемка, наш проект на «Планете» https: //planeta. ru/campaigns/173856
Наша группа в ВК https: //vk. com/vintage_photo_portrait
Будем рады вашей подписке и лайку. Оставайтесь с нами, дальше будет еще интереснее!