Найти в Дзене
Книжные прогулки

Какое оно «Чрево Парижа‎» от Эмиля Золя? Роман, чей сюжет пропитан салом, жутким равнодушием и грязными сплетнями

Оглавление

Я вам так скажу, если вы фанат активных действий в сюжете, то роман не для вас. Как и не для меня. Но! Знаменитый и даровитый Золя не просто так подробно обрисовал неприглядную картину Парижа. Художник слова вложил в описание еды и грязного закулисья рынка актуальный на все времена смысл: «Ну и свoлoчи же эти «порядочные» люди!»

Чрево — это то, куда попадает еда, а рынок — это то, что попадает в чрево

Первые 20 страниц я умоляла накормить главного героя! Это надо было сделать еще в самом начале книги, не знаю, почему торговка не угостила худого, изможденного юношу? От его мучений у меня самой сводило желудок. А еда была повсюду, ее детальное описание лежало не только на прилавках, но и на десятках страниц. Сначала я не понимала, зачем Золя так дотошно рассказывает про зелень, колбасы, мясо, запахи и какой овощ, как лежит. Но потом смекнула, что это автор описывает то самое «чрево Парижа» — его центральный рынок. Шумное и сытое место послужит мощной декорацией, в которой плавно растекается сюжет.

-2

История раскрывается лениво. Пробираться сквозь описание овощей и колбас, их вони и одуряющих сплетен, было не то чтобы сильно занимательно Я радовалась любому имени и диалогам, но их было немного. Сначала главный герой, он же бывший каторжник Флоран, попал в Париж, откуда его несправедливо изгнали и осудили. Парень обескуражен зрелищем — вместо элегантной и любимой столицы, куда он отчаянно стремился вернуться, он попал в откормленный, чревоугодный город, где все и вся кажутся незнакомым и враждебным.

-3

Он дался в руки, как баран, а обошлись с ним, как с волком

Чувствовалось, что Золя сопереживает наивному мужчине, который был оторван от жизни. Простодушный, образованный и скромный Флоран был уничтожен за то, что оказался не в том месте, не в то время. После несправедливой каторги герой мечтал о новом свободном мире, но рынок не пощадил наивного идеалиста.

Флоран не вписывается в завистливое, лоснящееся, жирное общество выжиг. Само имя героя означает цветок и ему не место среди колбасы и чревоугодия. Сплетни, зависть, злоба, жуткое равнодушие — все это не в характере сломленного мужчины.

-4

Хотя они и чистые снаружи, но их душа покрылась салом

Сильная мысль, на мой взгляд. Она раскрывается в одном из персонажей книги — дородной, чистенькой и спокойной Лизи, жены брата Флорана и торговки колбасой. На мой взгляд, эта красавица Лиза и есть скрытое зло и пугающий постулат засаленной рыночной жизни. Женщина не проявляет агрессии, не злиться, заботливо кормит Флорана и даже хочет поделиться с ним частью наследства.

Но вместе с этим, сытая красавица обвиняет людей в их несчастьях, ее не интересуют проблемы других людей, а только лишь свое спокойствие и сытость. Только вдумайтесь, Лиза без раздумий сдала родственника ради того, чтобы и дальше продолжать пожирать килограммами сардельки. А потом как ни в чем не бывало продолжала добродушно мурлыкать, не вспоминая бедного каторжника. Душа, заплывшая телом. Как верно подметил в конце один из персонажей, люди, кричащие о своей порядочности, те еще сволочи, и от таких лучше держаться подальше.

-5

В романе много моментов, которые я считаю важными, но их все не уместить в одну статью. Голод и сытость, жизнь и смерть в образе еды и другие темы. В целом, посыл Золя мне ясен и считаю, что роман стоит прочитать хотя бы из-за смысла. Но не ждите закрученной канвы и динамичного повествования, в «Чреве Парижа» этого нет.

Хочется почитать ваше мнение о творчестве Эмиля Золя. Какие у вас мысли после прочтения "Чрево Парижа"? Как думаете, такое изобилие описаний можно было бы сократить без утраты смысла?)