Найти в Дзене
Армянский музей Москвы

«Карен Йеппе — мать армян». История датской миссионерки

Оглавление

Карен Йеппе — датчанка, миссионерка, социальный работник, а также мать для тысячи армянских беженцев из Османской империи. Услышанная однажды лекция про гонения и убийства армян настолько тронула ее сердце, что более тридцати лет своей жизни она посвятила спасению, обучению и воспитанию армянского народа. Шведский писатель Натанаэль Бесков сказал: «Те, кто думает, что любовь — это то же самое, что и сентиментальность, должны посмотреть на Карен Йеппе и понять, что любовь — это сила действия».

Карен Йеппе родилась в 1876 году в датской деревне Гиллинг. Ее отец был местным учителем, образованным и современным человеком, считал, что женщины должны получать образование наравне с мужчинами, поэтому взялся за обучение дочери в раннем возрасте. В 6 лет она уже читала исторические романы, а в 13 лет ее отправили к родственникам на несколько лет изучать немецкий язык на остров Альс. В 1893 году она возвращается домой, возобновляет занятия с отцом и поступает в Ордрупскую гимназию. После получения аттестата она остается преподавать в гимназии, хорошо ладит с трудными, несговорчивыми подростками.

Карен Йеппе. Фото: Вне Строк
Карен Йеппе. Фото: Вне Строк

В 1902 году директор гимназии Х.К. Фредериксен прочитал ученикам статью, написанную Оге Мейером Бенедиктсеном. В ней говорилось о преследованиях и убийствах армян в конце XIX века. После этого они отправились в Копенгаген, чтобы вживую послушать лекцию Бенедиктсена, которая закончилась призывом помочь армянскому народу. Оге Мейер Бенедиктсен был космополитом и антиколониалистом, отстаивал право малых народов на самоуправление, а также свободу их языка и религии. По образованию он был филологом, путешествовал, чтобы изучать языки Восточной Европы, Курдистана, Персии, Индии, Вест-Индии и Армении. Со временем этнологические исследования занимали его больше, чем лингвистические. Особое внимание он уделил преследованию армян в Османской империи. Во время одной из своих поездок в Персию он посетил Немецкую миссию в городе Урфа, которая открыла детский дом, школу и производство ковров. Их лидером был немецкий священник Йоханнес Лепсиус. Когда Бенедиктсен вернулся в Данию в 1902 году, он выступил с инициативой создания светской организации «Датские друзья армян».

Карен Йеппе была очень тронута лекцией. Она связалась с Бенедиктсеном, который сказал, что Йоханнес Лепсиус ищет женщину-преподавателя для работы в приюте в городе Урфа.

Урфа

В 1903 году Карен Йеппе присоединяется к организации «Датские друзья армян» и отправляется в Урфу в компании швейцарского дьякона Якоба Кюнстера. Когда они приближаются к городу, сотни людей выходят им навстречу, чтобы посмотреть на новую иностранку. Они снабдили команду едой, водой и одеялами, даже предложили лошадь, но Карен отказалась и продолжила путь в город на осле.

Жизнь в пустыне. Из архива Карен Йеппе
Жизнь в пустыне. Из архива Карен Йеппе

Прежде чем начать преподавательскую деятельность, она год изучает армянский, турецкий и арабский языки, знакомится с местной культурой и укладом жизни. Став учителем, она вводит новые методы обучения — звуковое и визуальное. Ее ученики быстрее учились писать и читать, чем в других школах. Это привлекло внимание учителей из соседних школ и городов, которые специально приезжали в Урфу, чтобы познакомиться с ее методами обучения. Вскоре нововведения стали использоваться армянскими учителями в других учебных заведениях и постепенно стали частью устоявшейся системы, используемой во всем регионе. Она также помогала управляющему немецким приютом — проработав там восемнадцать месяцев, она сменила его в должности и взяла на себя ответственность за всех детей.

Несмотря на то, что Йеппе была миссионеркой, она никогда не пыталась обратить армян в свою веру — лютеранский протестантизм. Она считала, что армянский народ не смог бы пережить те ужасы, которые выпали на его долю — преследования, геноцид и изгнание — если он не был бы привержен своей истории, традициям, языку и своей вере. Хотя это было запрещено в Османской империи, Йеппе позаботилась, чтобы старшие дети в приюте изучали армянскую историю и армянские песни, чтобы они могли поддержать народный дух, который смог бы сохранить армянский народ до наших дней.

Йеппе также считала, что ключевая функция западной помощи в том, чтобы предоставлять армянам возможность финансовой независимости, поскольку иностранного спонсирования не хватало на содержание и работу организации. Теперь нужно было уделять внимание и профессиональному образованию. Благодаря усердной работе, экономическое положение в Урфе становилось лучше — был создан кожевенный завод, ткацкая и красильная фабрики, были получены новые выкройки и дизайны из Дании, чтобы привнести идеи и инновации в местное производство одежды. Многие армянские изделия ручной работы были отправлены и проданы в Дании.

Вдовы с детьми. Из архива Карен Йеппе
Вдовы с детьми. Из архива Карен Йеппе

В 1908 году Карен Йеппе вернулась на родину, чтобы отдохнуть и рассказать датчанам о проблеме армянского народа. Пока она отсутствовала, в Османской империи вновь случились массовые убийства армянского населения, в Киликии было убито около 20-30 тысяч армян. Младотурки, обещавшие мирное сосуществование мусульман и христиан, оказались националистами, которые не сильно отличались от своих предшественников. Несмотря на новые ужасы и проблемы, Йеппе в этом же году возвращается в Османскую империю и продолжает свою деятельность. В 1909 году она приобретает ферму в горах, за пределами Урфы, которая служит как летним местом отдыха, так и местом, где армяне могли пройти обучение и набраться опыта в обработке почвы. Карен Йеппе получила большую помощь от своего сына Мисака Мелконяна, которого она усыновила через несколько лет после того, как приехала в Урфу. В свое время он признался ей, что, когда впервые ее увидел, он почувствовал, что она обязательно станет его матерью. Йеппе также удочерила девочку Люсию.

Геноцид

До 1915 год число армян, проживающих в Османской империи насчитывалось около 1,8 миллионов, после их число сократилось до 450 тысяч человек. Нескольким сотням тысяч удалось бежать либо на Кавказ, либо в Сирию. Урфа сопротивлялась около трех недель пока не потерпела поражение.

В этот период Карен Йеппе заболела пятнистой лихорадкой. Она отказалась возвращаться в Данию и оставалась в Урфе несмотря ни на что. Она помогала армянскому населению как могла: прятала беженцев под полом своего дома, организовывала еду и воду для армянских караванов, которые проезжали через Урфу. Дома, под половицами, она держала, разыскиваемых турецкими властями. Среди них были бизнесмен Бедрос дер Бедросян, Кеворк Гарабедян, а также священник Дер Гарегин Воскеричян, его жена, их 15-летняя дочь и двое младших сыновей. Старший сын был убит, как и многие другие армяне, во время службы в Османской армии. Йеппе постоянно преследовали и угрожали власти, особенно из-за Дер Гарегина, поскольку считали его зачинщиком восстания в Урфе. Чтобы спасти остальных, священник вместе со своей женой выпивают яд, а их тела относят к дороге, где их смогли бы опознать турецкие власти. Это жертва позволила отвлечь внимание, и Йеппе удалось переправить около 50 армян в безопасные места под видом курдов и арабов.

Швейная школа. Из архива Карен Йеппе
Швейная школа. Из архива Карен Йеппе

К 1918 году все беженцы покинули ее дом в Урфе, и она возвращается в Данию, вынужденно оставив своих приемных детей. Ей потребовалось три года, чтобы оправиться после болезни, стресса, постоянного страха и борьбы за жизнь армянского народа. Находясь в Дании, она продолжала работу с «Датскими друзьями армян», давала интервью, читала лекции, посвящая людей в проблему армян в Османской империи.

Алеппо

В апреле 1921 года Йеппе возвращается на Ближний Восток и поселяется в Алеппо, Сирия. Сюда прибыло большое количество армянских беженцев из Турции, было много жителей Урфы, среди которых были ее знакомые и приемные дочь и сын. Воодушевленная воссоединением с семьей и друзьями Карен Йеппе приступила к организации рабочих мест для беженцев, поскольку приток людей усложнял экономическую ситуацию в городе и окрестностях. Через несколько недель после прибытия в Алеппо она открыла швейный цех. Было очень важно обеспечить армянских женщин работой, поскольку они превосходили численностью мужчин и должны были содержать свои семья в одиночку. К лету в цеху уже работало 150 женщин и девушек, а в следующем году их число увеличилось вдвое. Те, кто не был принят в цех, работал на дому. К 1923 году был открыт кожевенный завод и столярная мастерская, особый упор делался на качество продукции, чтобы обеспечить себе хорошую репутацию в Алеппо. Это помогло удовлетворить потребность в рабочих местах и финансово облегчить жизнь людей в лагерях беженцев, которые были вынуждены жить в платках и самодельных хижинах из бензиновых канистр и старых досок.

В это же время Йеппе предлагают присоединиться к комитету Лиги Наций по освобождению армянских женщин и детей. Еще до своего назначения она курировала независимый отряд мужчин по освобождению людей из плена. К 1920 году не менее тридцати тысяч армян являлись депортированными женщинами или детьми, которые проживали в турецких гаремах или у арабских кочевников. Сначала Йеппе скептически относилась к своему назначению. Ей предстояло не только освободить армянских женщин, но и предоставить им финансовую и социальную помощь. Тем не менее членство в Лиги Наций дало ей привилегии: финансовое обеспечение, специальную машину с эмблемой организации и особый статус, дающий ей свободный доступ передвижения. В 1922-1923 года Карен Йеппе вместе со своим сыном Мисаком создают несколько спасательных и поисковых станций. Слух о спасательных пунктах распространился быстро — женщины и дети бежали к ним, откуда были перевезены в Алеппо. Часть беженцев приходилось выкупать у их хозяев. Также было создано специальное отделение, которое помогало армянам найти своих близких — около восьмидесяти процентам обратившихся удалось найти хотя бы одного своего родственника.

Армянки, освобожденные из курдского плена. Из архива Карен Йеппе
Армянки, освобожденные из курдского плена. Из архива Карен Йеппе

Для своей работы в Алеппо Йеппе удалось добиться финансовой поддержки от Лиги Наций, а также частных вложений от скандинавов, обеспокоенных положением армян. Денег всегда не хватало, и в 1923 году на заседании Лиги Наций предложили отказаться от этой помощи, поскольку считали, что она никогда не будет достаточной для полного спасения людей. Карен Йеппе сказала: «Да, это лишь небольшой свет, но ночь слишком темна». Ей удавалось сохранить этот огонек поддержки до 1926 года, пока комитет полностью не прекратил свое финансирование. Она продолжала придерживаться своей главной цели — помочь беженцам стать независимыми от иностранного финансирования, обеспечить армянский народ будущим, а не просто поддерживать его существование. Йеппе считала, что оказанная помощь будет напрасной, если люди не смогут получить доступ к интеллектуальному и духовному развитию, но для этого нужно удовлетворить потребности людей в еде, одежде и медицинском обслуживании. Одежду собрали за границей в качестве пожертвования. На средства, собранные от американцев датского происхождения, она смогла открыла медицинскую клинику, которая поддерживала здоровье родителей и детей.

В 1926 году вместе с сыном Мисаком Йеппе взяла в аренду земли у бедуинского шейха Хаджима-паши. Поселение назвали Чарп Бедрос. Здесь они построили дома, отремонтировали старые плотины, занялись сельским хозяйством и наладили рыночные отношения с арабами-бедуинами. Хаджим-паша стал хорошим другом Карен Йеппе. Он всячески помогал ей, а его статус в регионе обеспечивал безопасность армянских поселенцев. К 1929 году армянские беженцы стали частью Сирии, они были хорошо приняты бедуинами и помогали французам в производстве хлопка, занимались не только сельской, но и коммерческой, и профессиональной деятельностью. Со временем, как утверждала Йеппе, арабы смогли изменить свое отношения к армянам. Очищенные от ксенофобии, спровоцированной Османской империей, они были открыты для переоценки своих взглядов.

Летом 1935 года Йеппе поехала в свой дом в сельскохозяйственной колонии, где у нее случился приступ малярии. Ее доставили в больницу в Алеппо. Карен Йеппе скончалась в этом же году 7 июля в возрасте 59 лет и была похоронена на армянском кладбище в Алеппо. На ее мемориальном камне в родной деревне в Дании написано: «Карен Йеппе — мать армян».

Карен Йеппе. Фото: genocide-museum.am
Карен Йеппе. Фото: genocide-museum.am

В 1927 году она была награждена золотой медалью за заслуги датским королем.

В 1947 году в честь Карен Йеппе была названа школа в Алеппо.

Подготовила Лючия Петросян

Источники: 1) Архив Карен Йеппе, Гюллинг, Дания

2) Карен  Йеппе, Оге Мейером Бенедиктсен и Османские и армяне: национальное выживание в империальных и колониальных условий

3) Jakob Künzler. Felix Ziegler-Arslanian

4) The Danish Peace Academy. Karen Jeppe: Denmark's First Peace Philosopher. By Eva Lous 2003

5) houshamadyan.org

Читайте нас в Телеграме: https://t.me/armmuseum