Режиссер Р. Дорнхельм, международный проект (Франция, Германия, Россия, Польша, Италия, Испания). Создан на Литовской киностудии в 2007 году.
Экранизации классической литературы дело трудное. За интерес к творчеству Л.Н. Толстого можно было бы благодарить создателей сериала по мотивам романа «Война и мир». Однако, я придерживаюсь мнения, что к такого рода проектам надо подходить с более уважительным отношением к первоисточнику.
Из бессмертного произведения Л. Н. Толстого была взята за основу канва, сюжет романа «Война и мир» в урезанном и переиначенном виде. Но в романе не сюжет главное, а все вместе - и события, и герои, и отношение общества к происходившему в описываемое время. Даже само общество надо знать и понимать, чем оно дышало, как себя вело и как вести не могло.
Ничего этого, кроме событий, да и то не всех, я не увидела в сериале.
Больше всего покоробил образ Наташи Ростовой. Нет Наташи, которую описывал граф Толстой. Клеманс Поэзи сыграла кого угодно, но не Ростову потому что героиня романа не была кокеткой и вертихвосткой.
Наташа любила весь мир. Любовь была ее основной потребностью, состоянием ее души, но душа то была чистой. У Поэзи героиня сразу впивается взглядом в князя Болконского, чуть ли не бегает за ним при первой же встрече, да еще и откровенничает с Соней о том, что встретила мужчину своей мечты и для нее не важно, что он в браке.
Это как? Наташа говорит, что хотела бы быть на месте жены Болконского - где тут Толстой, я не понимаю. Его героиня не то, что сказать такое, подумать не могла потому что была другой.
Я, кстати, совсем не понимаю, зачем было перекореживать роман и вставлять в сериал сцены, которых у Толстого в помине не было. «По мотивам» тоже должно иметь рамки дозволенного.
Не приезжал князь Андрей на именины Наташи, не было его там. Новодел в виде встречи Болконского и Наташи, зачем-то скинувшей туфли, напомнил мне сцену из «Унесенных ветром». Ростова не заметила в комнате князя, как Скарлетт в свое время Ретта Батлера. К чему это было нужно, я не могу понять.
Чтобы не выглядеть придирой, охаивающей западный фильм, скажу, что сцена бала мне понравилась общей картиной и музыкальным фоном.
Снято достойно, но Наташа опять все испортила. Она не могла смеяться, вальсируя с Болконским, постоянно приоткрытый рот тоже не мог иметь место. Это ее первый бал, девушка онемела от счастья, у Толстого все прекрасно сказано - не надо ничего выдумывать, надо просто читать первоисточник, там все есть.
Большинство актеров более подходят на роли по возрасту, особенно Элен Курагина, но и только, ибо по внутреннему миру не соответствует никто, кроме Андрея Болконского в исполнении Алессио Бони.
Этот хоть старался, не скалился и имел серьезный вид.
Хочу похвалить Владимира Ильина за роль Кутузова. Ильин по-моему один из лучших современных российских актеров, у него все получается, и Кутузов тоже.
Не могу сказать того же о Д. Исаеве (Николай Ростов) - наш артист, обязан, казалось бы, соответствовать. Откуда у Николеньки такие дурные манеры? Почему он все время кричит дурниной и ведет себя как ковбой?
Пьер Безухов (А. Байер) внешне вроде бы соответствует, но и только. Этому герою зачем-то приписали влюбленность в Элен.
В женитьбе Пьера главным было полное отсутствие какого-либо чувства, кроме недоумения о том, как это произошло.
Безухов - одна из центральных фигур романа, если не самая центральная, но его внутренний мир не раскрыт от слова совсем. Не получилось проникнуть, точнее, никто и не старался это сделать потому, что целью создателей сериала была лубочная картинка наподобие романа «Война и мир».
Формат статьи не позволяет дать более полный обзор, да и желания нет, честно говоря. Не понравился мне этот сериал потому что очень отдает мылом, глубины романа Л.Н. Толстого нет и в помине.
Это личное мнение автора.