В марте месяце трудно обойти вниманием «женский вопрос». Не будем искать трудностей, обходить не будем — пробежимся по очень женской и очень показательной автобиографии, «Истории одной старушки» монахини Амвросии (Оберучевой).
Вот несколько интересных моментов из жизни героини, девочки из небогатой дворянской семьи — семья была так бедна, что родители сами занимались полевыми работами, а вместо сахара к чаю давали детям несколько изюминок:
- С 8 лет дети в этой семье готовились к поступлению в учебное заведение гимназического уровня. Обращаем внимание на «женский вопрос»: во второй половине XIX века женское среднее образование в Российской империи стало нормой, причем в первую очередь как раз для не очень богатых слоев общества (гимназическое образование работало как социальный лифт; к началу XX века значительное число гимназисток были крестьянского происхождения; замечу, что среди таких девочек-крестьянок была и моя собственная прабабушка, и прабабушка моего мужа, одна из 17 детей рязанского крестьянина, получившая до революции и высшее медицинское образование, бывшее для нее бесплатным). Обратим внимание и на то, что в большинстве стран Европы в то время девочке получить среднее образование было гораздо сложнее, чем в России.
- После окончания гимназии героиня имела «твердое намерение поступить в университет и стать врачом». К «женскому вопросу»: в сугубо религиозной и традиционной семье, выросшая в послушании родителям, девочка захотела получить высшее образование, родные ее поняли, и… это было также вполне нормально для того времени, свойственно русскому обществу второй половины XIX века. Настолько эта идея была востребована, что в Российской империи в 1872 году появились высшие женские учебные заведения, в Санкт-Петербурге и в Москве, со временем таких заведений стало больше. Все это было не просто «дозволено» властями, но активно поддерживалось на высочайшем уровне.
- Окончив вуз, героиня работала земским врачом, прошла Первую мировую войну как врач, организовывала полевые госпитали. Интересно, что она лечила представителей и низших, и высших сословий. Автор описывает множество трудностей, с которыми ей приходилось сталкиваться, но среди трудностей не было какого бы то ни было пренебрежения ею как женщиной: и простые люди, и дворяне, и коллеги-врачи с уважением относились к женщине-врачу, мужчины-врачи приглашали ее на консилиумы, относились к ней, собственно, как специалисту. Это также — особенность именно русского общества, в противоположность европейскому (сильно раньше подобное отношение к женщине — особенность позднего византийского общества в противоположность современному ему раннему европейскому средневековью). Во всем мире настолько передовой в области женского образования в конце XIX — в начале XX века была наряду с Российской империей только одна страна в мире — США.
© Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный Странник»