Найти тему
На завалинке

Кукушонок. Рассказ

Августовское воскресное утро возле высотного дома. Хмуро. Десятилетний мальчик в ветровке с капюшоном на голове и рюкзаком за спиной, озираясь, выходит из подъезда. Поднимает голову и обиженно смотрит на окна пятого этажа.

«Ничего, ничего, - думает он про себя, - вы ещё пожалеете, что так со мной обращались. Юрочка то, Юрочка сё, - передразнивает он родителей, - а меня вечно ругают, словно Юрка родной сын, а я чужой. Вот теперь и живите со своим Юрочкой. А я, - он на мгновение задумался, - я уеду… куда-нибудь».

Он вздыхает и уходит прочь.

***

В семье Ирины и Михаила два сына: тринадцатилетний Юрий и десятилетний Валера. Старший хорошо учится. Уроки делает очень быстро. Ему достаточно прослушать учителя в классе, чтобы усвоить и запомнить материал. На свежую голову, он решает домашнее задание прямо в классе на перемене. Поэтому, придя домой, он переодевается и бежит к ребятам во двор.

Младший Валера очень рассеян. Он тихо сидит на уроке и хлопает глазами, но мысли витают так далеко, что всё, что проходят в классе он не слышит. Перед выполнением домашнего задания ему приходиться изучить весь материал заново. Это отнимает уйму времени. Мальчик злится, делает ошибки и получает двойки.

Когда родители возвращаются с работы, Юрка уже нагулялся и отдыхает, а Валера ещё не выходил на улицу. Его бесит старший брат:

«Этот проныра всё успевает, даже покурить на балконе».

Он подходит к отцу. Взяв его за рукав и приложив указательный палец ко рту, тянет за собой. Показывает пальцем на пускающего колечки дыма старшего брата.

«Ух, ему сейчас влетит!» - злорадно улыбается он и ждёт. Но получает от отца подзатыльник и обидное «ябеда».

- С Юркой я поговорю, но ты Валера, - отец трясёт его за плечи, - ты ведёшь себя безобразно! В кого ты такой?

Мальчик громко ревёт и бежит к матери. Ирина успокаивает сына, а разобравшись, снова его ругает. Валерка чувствует себя в этом доме изгоем, ненужным и чужим.

***

Полдня Валерка слонялся по городу из одного двора в другой. Мыслей куда можно сбежать нет. Неожиданно он оказался в незнакомом месте, возле высокого забора, за которым кричат и бегают дети.

«На школу не похоже, - заглядывает он в щель, - да и сегодня воскресенье. Клуб что ли какой?»

Он не успел прочитать надпись на белом трёхэтажном знании, как получил внушительный пинок под зад. От унизительной боли, и хохота собравшихся вокруг ребят, он шарахнулся к забору.

- Так, так, - насмехаясь, говорит подросток, подмигивая остальным мальчишкам, - интересуешься жизнью в детдоме. Хочешь к нам, пацан?

Валерка испуганно мотает головой.

- Кто я? Нет. Я просто мимо шёл… - замялся он и собрался уйти, как его окружили кольцом.

- Ну, куда же ты? – спрашивает первый подросток, который его пнул, - к нам в гости обычно с подарками ходят. А ты что принёс? Показывай!

Он хватает рюкзак мальчика и резко дёрнул его на себя. Остальные крепко держат его за руки. Вытряхнули содержимое рюкзака на землю, моментально поделили между собой: телефон, деньги, бутылку воды, блокнот и зажигалку.

- Отдайте! – кричит, вырываясь, Валера. – Я в полицию пожалуюсь!

- Так он у нас жадный, - обратился старший к остальным ребятам и наотмашь ударил мальчика в лицо кулаком, - и к тому же стукач. А что мы с такими делаем?

На мальчика посыпался град ударов. Он упал на землю и закрыл лицо руками.

- Бей стукача! – слышит он.

- Получи! Получи!

- Стойте! Что вы делаете? – послышалось откуда-то. - Вас пятеро на одного. Это не честно!

- А подглядывать, вынюхивать и стучать на нас в полицию, честно? – оправдывается подросток.

- Сёмка, ты всё равно не прав, - отвечает мальчик, который только что подбежал и вмешался. - Отпустите его.

- А по физиономии не хочешь, Серый? Вечно тебе больше всех надо, – спрашивает Сёма и замахивается на защитника.

А в это время перепуганные родители и старший брат бегают по дворам в поисках Валерки.

Снова завязалась драка. Точнее Валерка лежит на земле, а все тумаки достаются отчаянному мальчику Сергею. Он отважно отбивает удары и закрывает собой лежачего.

- Эй! Вы что там делаете? – кричит визгливым голосом нянечка баба Валя, увидев за забором потасовку, - сейчас охрану позову. А ну, прекратите!

С остановки к толпе дерущихся бежит Юрка. Он видит брата, отшвыривает двоих мальчишек и пинает их. Они отбегают. Замахивается на Сергея.

Мальчик заслоняет собой Валерку.

- А ты кто такой? Что вам всем от него надо? – спрашивает он, выставив вперёд кулаки.

- Юрка, он меня не бил, - вмешивается Валерка, поднимаясь с земли, - он заступился.

Остальные драчуны разбегаются проч.

- Вот как! – рассмеялся брат, - да ты смелый. Раз один с пятью решил сразиться, - протягивает руку, - я Юрий – брат этого трусишки.

- Почему один? – растерянно спрашивает он и протягивает в ответ руку, - нас же двое. Я Серёжа.

- Да, знаю я, какой из него боец, - подсмеивается Юра, - дать бы ему по шее за такие выкрутасы. Сбежал из дома и наделал такого переполоху, - замахивается на брата, тот сжался и зажмурился. - Мама плакала. Пошли домой.

- Серёжка, айда в группу! – кричит мальчик из-за забора. – На обед звали.

- А! Так ты из этих, - разочарованно сморщился Юрка, - детдомовский. Валерка, идём! Отец там на остановке с мамой. Пошли отсюда.

Серёжа отряхивает запачканную рубашку и брюки. Он бежит следом за братьями. Остановился у старого клёна. Долго провожает взглядом семью, что обнимает Валерку и радостно что-то обсуждает.

Два года назад и у него тоже была семья. Папа, мама и младший брат Коля. Когда ему исполнилось восемь лет, а брату пять, родители погибли. Мальчиков поместили в детский дом. Серёжа не отходил от брата и постоянно его опекал и защищал. Коля уже почти перестал плакать и спрашивать – «где мама». Серёжа гулял с братом и рассказывал ему о родителях, о походах в лес и на речку.

Но полгода назад братьев разлучили.

- Серёжа, ты не волнуйся, - успокаивает воспитатель Ольга Васильевна, - Колю берут в семью. Ему будет хорошо…

- А как же я? – перебивает её Сергей, глядя в лицо, - мы же братья! Нас нельзя разлучать. Вы обещали!

Из его глаз брызнули слёзы. Воспитатель виновато улыбается и успокаивает мальчика:

- Серёжа, так получилось… Они могут взять только одного мальчика, - гладит его по плечу и говорит сама не веря своим словам, - Возможно и тебя возьмёт какая-нибудь семья. Успокойся.

Серёжа убегает, чтобы дать волю своим чувствам. Всю ночь он не отходил от кровати брата и держал его за руку. А утром за Колей приехала машина.

Братишку одели в красивый костюм и модные ботинки. Серёжа проводил его до крыльца и сдерживая слёзы попрощался. Из окон смотрят сотни грустных и завидующих глаз детей.

Потом Колю взяла за руку чужая женщина и повела к машине у ворот. Брат ещё раз оглянулся и помахал. Серёжа попытался улыбнуться, но слёзы потекли по щекам. Он в последний раз смотрит, как брата увозят далеко и навсегда. Серёжка остался один на белом свете.

Повстречав Валерку и задиристого Юрку, он захотел ещё раз увидеть этих счастливых братьев. Братьев, которые вместе и у которых есть родители – это счастье.

«Почему они этого не ценят? – думает он, гуляя по скверу, - ведь это так здорово, когда есть дом, родители!»

Неожиданно он увидел ту семью. Родители несли пакеты с покупками к школе, а мальчишки ели мороженое.

- Привет, Валерка! – крикнул он и помахал рукой.

Семья остановилась и обернулась в его сторону.

- А! Это тот детдомовский, что заступился за Валерку, - поясняет Юра и машет рукой, - ну его.

- Нет, нет! – улыбается Ирина, - надо его отблагодарить. Мальчик, пойдём с нами. Как тебя зовут?

Сергей подошёл ближе, кивнул братьям и протянул руку отцу семейства:

- Я Сергей! – представился он деловито и вежливо поклонился Ирине.

Ирина вопросительно смотрит на мужа, и улыбается, подавая знак, что мальчик очень воспитан не в пример их детям.

- А правда пойдём к нам в гости, - говорит Михаил и представил себя и жену. – Я Михаил Михайлович, а это Ирина Ивановна. Юрку и Валерку ты знаешь.

- Хорошо, - соглашается Серёжа, не веря своему счастью.

С того дня он часто навещает это семейство. Ирина балует мальчика домашней стряпнёй, а он в благодарность помогает Валерке делать уроки. Точнее делает их за него.

Появлению Сергей рады Валерка и родители. Они не нарадуются на умного, спокойного мальчика. Единственный, кто выражает недовольство – это Юрка.

- Он же детдомовский! – уверяет он, - им лишь бы втереться в доверие.

- Ты не прав, Юра, - отговаривает мать, - мальчику нужна семья. Ты же слышал его историю. Ему так одиноко.

- Да ну вас, - отмахивается Юра, - сами потом не пожалейте.

Через месяц родители начали замечать, что после ухода Серёжи пропадают деньги. Потом пропали украшения Ирины. Родители удивляются.

- Я не верю, что Серёжа способен на такое, - говорит мать.

- Ты хочешь сказать, что это кто-то из наших ребят? – спрашивает муж.

- Надо с ним поговорить. Возможно, мы получим какое-то объяснение, - вздыхает мать.

В следующий приход Серёжи, за ним внимательно наблюдают, но вида не подают. Уже вечером прощаясь, Михаил отвёл его в сторону и поговорил по-мужски.

- Вы думаете, что я вор? – обиженно спрашивает мальчик.

Из комнаты выглянули братья.

- Серёжа, не сердись,- подбегает к нему Ирина, - мы думали, что у тебя какие-то проблемы. Ты можешь честно нам всё рассказать. Обещаем, что поможем.

- Я не брал! – кричит он. – Можете меня обыскать!

- А мы сейчас проверим, - спокойно говорит отец, - это чтобы удостовериться, что ты говоришь правду.

Все иду в коридор. Михаил снимает с вешалки куртку Сергея и аккуратно выворачивает карманы. На пол падает несколько купюр. Все застыли на месте.

Мать хватается за лицо и качает головой. Михаил вопросительно смотрит на Сергея. Юрий нахмурился и сжал кулаки. Только Валерка усмехается:

«Что получил, любимчик? Серёжа хороший, Серёжа умница, а меня опять в сторону. Так?»

Михаил ледяным взглядом презрения смотрит на мальчика. Тот мотает головой и умоляюще смотрит им в глаза.

- Стойте! – кричит Юрка, - это не он! Это Валерка ему подсунул. Я сам видел. Я следил за ними.

Головы поворачиваются к Валерке. Мальчик хмыкает и, опустив голову, оправдывается:

- А чего вы опять? То Юрку хвалите, то этого детдомовца, а я? Вы меня не любите!

Михаил и Ирина долго извиняются перед Сергеем и провожают его.

Остаток вечера они посвятили разговору с детьми. Валерка, шмыгая носом, подтвердил, что всё понял и больше не будет так делать. Но Юрка всё равно влепил ему подзатыльник. А через месяц к директору детского дома вызвали Серёжу. Он вбежал в кабинет и увидел Михаила и Ирину. Опустил голову.

- Вот, Серёжа, - показывает на гостей директор, - эта семья хочет тебя усыновить.

Серёжка поднял глаза полные слёз радости и глянул на мужчину и женщину.

- Серёжа, если ты не против, - говорит Ирина, - мы бы хотели тебя усыновить.

- А на Валерку не обижайся, - говорит отец, - я с ним провёл беседу. Ну, ты как?

- Я согласен! – кричит Сергей, подбегая к новым родителям и обнимая их.

***

Родная кровь ещё не гарантирует крепкие семейные узы. Родной ребёнок может оказаться кукушонком, а чужой самым родным.