Когда из очередного открытого окна машины доносится громкий мотив лезгинки, думаешь: ну придумайте вы еще одну мелодию! Но на самом деле у народов Кавказа музыка более разнообразна, чем подозревают сами владельцы заниженных авто. Давайте посмотрим на горские музыкальные инструменты, которые сегодня остались лишь в фольклорных ансамблях, да в музеях. Мы ж тоже на досуге на балалайках не бренчим.
Если джигит вернулся под утро, пахнущий женскими духами, он всегда может интеллигентно пояснить жене, что ходил по ребабам. Ребаб - это просто инструмент мечты. Если вы путаетесь в аккордах шестиструнной гитары, то этот подвид лиры для вас. У него одна струна! Правда, смычком умудряются извлекать звуки разной высоты.
Шикапшина уже куда сложнее. У этого родственника альта целых четыре струны. На нем играли черкесы, абхазы и кабардинцы. С кабардинского и черкесского языков “шикапшина” переводится как “конский хвост” + “музыкальный инструмент”. Очевидно, что изначально струны делали из лошадиных волос. Долбленый корпус изготавливали из ясеня, самшита, ольхи или грецкого ореха.
В осетинском трехструнном инструменте хъисын-фандыр мне больше всего нравится название. Лингвист Всеволод Миллер оставил такое воспоминание: “Мой спутник, заметив в духане фандыр - двухструнную скрипку, стал водить по ней смычком, издавая жалкие звуки, и спрашивал проезжих осетин, нет ли между ними фандыриста”. Если заметили, у меня и Миллера указано разное количество струн. Я написал, сколько насчитал сам. А слова ученого пусть останутся на его совести.
Неплохо звучит и “кямони-пхепшии”.
Так и хочется на адыгейском шичепшине сыграть щипковым способом, но нет - он струнно-смычковый.
А вот на балкарском кобузе (комузе), имевшем 3-4 струны, похоже, играли и смычком, и пальцами.
Адыгейский пхахич - родной брат нашей трещотки. Может, и название тоже звукоподражательное?
Многозвучие гор дополняют бубны, барабаны, рожки бжами и воспетая группой “Дюна” зурна.