Аполлинарий Гиляриевич Горавский изначально, как это не раз бывало в истории живописи, не должен был становиться художником - он обучался в Брест-Литовском кадетском корпусе. Но именно там его заметил полковник Михаил Бенуа, у которого, в свою очередь, был брат-архитектор Николай. Академик архитектуры поспособствует тому, чтобы Горавского перевели в Академию художеств "с назначением стипендии в размере жалованья гвардейского прапорщика".
В Академии его учителями будут "М.Н. Воробьев (по пейзажу) и Ф.А. Бруни (по фигурам)". Несколько картин Горавского еще во время обучения были приобретены императором, как и выпускная его работа, за которую он получил максимальную награду Академии и был отправлен за границу. А сразу же по возвращении "был признан академиком с особенною благодарностью за пенсионерские труды по пейзажной живописи и за картину «Молящаяся старушка»". Да, художник сочетал в своем творчестве два этих непохожих жанра - пейзаж и потрет, хотя все же академиком он будет именно по пейзажной живописи.
Еще до отъезда за границу живописец познакомится с Павлом Третьяковым, и долгое время будет поддерживать с ним дружеские отношения. Первое время (1860-е годы) художник даже помогал Третьякову советами в выборе картин для приобретения и несколько картин Горавского окажутся в Третьяковской галерее.
Но постепенно меценат будет переходить в своих предпочтениях к более реалистичной живописи, а Горавский практически до конца своих дней будет представителем позднего академизма, на что уже наверняка обратил внимание искушенный читатель.
В дальнейшем (если быть точным, то в 1869 году) Академия пошлет художника на юг страны по его же прошению, в котором он обоснует это путешествие так: "для довершения своего образования и производства картин из народного быта". Из той поездки сохранились отчеты художника, которые он должен был регулярно отправлять в Совет Академии (ведь поездка была за казенный счет), где он любопытно описывает свои, можно сказать, злоключения:
Путешествуя с ранней весны, я занимался съемкой этюдов с натуры из русской природы и изучением коров, телят, овец и типичных фигур, чтобы соединить пейзажный род с фигурами и животными. И в июле месяце, писавши с натуры весьма характерное известное „Пинские болота“, от сырой почвы, зелени и тамошнего воздуха незаметным образом получил лихорадку и ревматизм в правой ноге. Так что принужден был оставить начатую работу и, вылечившись, опять занялся новыми материалами, поэтому и отстал от задуманного мною дела, которое при здоровье постараюсь всеми силами вознаградить. И тогда буду иметь честь и удовольствие представить Вашему превосходительству и совету Академии художеств труды свои на благоусмотрение, а в настоящее время буду заниматься до тех пор, пока холод не прогонит меня.
Кроме многочисленных выставок (в том числе международных), на которых были представлены полотна художника, нужно отметить, что Горавский также занимался преподаванием. Дополнительно отмечу, что родом художник был "из потомственных дворян Минской губернии" (с польскими корнями), именно поэтому в некоторых источниках пишут о нем, как о "белорусском" художнике. Жить он будет как в Петербурге, так и в Могилевской губернии, а в 1880 приобретет имение под Псковом, где регулярно будет проводить летние месяцы.
Художник будет активен в работе до самой своей "внезапной смерти" в марте 1900 года. Почему-то в некоторых источниках местом смерти указано имение Кирилловичи, под Псковом, хотя в некрологе газеты "Новое время" указано, что скончался он в столичной Мариинской больнице и был погребен на Выборгском католическом кладбище Петербурга.
Вот такой получился сегодня рассказ, надеюсь, вам было интересно. Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже). А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.