Часть 1.1
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2.
Тропари второй песни канона Андрея Критского мы тоже будем разбирать не по порядку, а разобьем на тематические блоки. Правда, сделать это будет несколько сложнее, потому что список библейских тем, на которые они ссылаются, значительно шире, чем у первой песни. Начнем с тропарей, которые не имеют никакой отсылки к тексту Священного Писания. Они являются просто покаянными тропарями.
«Вонми, Небо, и возглаголю, земле внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его».
Этот тропарь повторяет начало ирмоса «Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего». Здесь тоже «вонми, Небо, и возглаголю», то есть будь внимательно, Небо, обрати внимание. Небо ― это духовный мир.
«И возглаголю» ― и скажу. Слушай внимательно о том, о чем я буду говорить с Тобой.
«Земле, внушай глас». Внушай ― это выслушивай. Обращение к земле, но не к земле как к планете, а как к миру материальному, земному.
«Земле, внушай глас, кающийся к Богу». Выслушай голос, который кается к Богу и воспевает Его.
«Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивным Твоим оком, и прими мое теплое исповедание».
Здесь так же: «вонми», то есть будь внимателен ко мне.
«Вонми ми, Боже, Спасе мой» ― обращение к Нему. Я обращаюсь к Богу и прошу Его обратить внимание на меня.
И не просто обратить внимание, но «милостивным Твоим оком». Не гневным оком, а милостивым.
«И прими мое теплое исповедание». Теплое исповедание ― горячая исповедь. Я не просто так говорю, что я грешник, но я с чувством сокрушения это произношу.
«Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое».
«Согреших паче всех человек». Паче ― больше, то есть я согрешил больше всех людей.
Здесь нам нужно остановиться и поговорить об этом, потому что эта мысль в каноне Андрея Критского встречается часто. Сразу же нужно расставить все точки над «i», как нам правильно к этому относиться, чтобы потом уже к этому не возвращаться.
Что значит согрешил больше всех людей? Мы же объективно можем представить себе, что есть люди, которые гораздо хуже нас себя зарекомендовали: жуткие маньяки, кровопийцы, убийцы. Неужели наши грехи больше, чем согрешения тех людей, которые совершили такие жестокие преступления? В конце концов, есть такие тираны, как, например, Гитлер. Неужели мои грехи больше, чем его?
Если объективно посмотреть, то, наверное, сложно будет с этим согласиться даже мне. А как же я буду говорить Господу, что я согрешил больше всех людей, если знаю, что это не так? Все-таки есть люди, которые грешнее меня. Здесь дело в том, что когда человек испытывает истинное покаяние, он переживает о своем грехе субъективно. Для него его собственные грехи являются самыми ужасными. Остальные грехи для него менее важны. Да, может, есть у кого-то и большие грехи, но кто его знает? Может, этот человек просто в таких условиях жил, родился, так исторически сложилось? А если бы я был на его месте, может быть, я еще большим душегубцем был бы?
То есть по-настоящему кающийся человек свои собственные грехи переживает гораздо острее, чем грехи кого бы то ни было. Поэтому здесь взгляд субъективный на самого себя, а не отражение объективной реальности.
«Согреших паче всех человек» ― это я так ощущаю, это мои грехи, они мне больнее. Это мое личное восприятие.
«Един согреших Тебе». Я не напополам с кем-то грешен. Нет, это только моя вина, я согрешил, здесь нет тени оправдания.
«Но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое». Ущедри — одари щедротами. Творение ― меня, я являюсь Божьим творением.
«Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих».
«Омрачих душевную красоту». Что я сделал? Я омрачил свою душевную красоту. Чем? Страстей сластьми. Если по-русски ― сластями страстей.
Что такое страсти? Давайте еще раз проговорим. Это слово часто будет нам встречаться, его надо усвоить хорошенько.
Страсть ― это грех, доведенный до крайности. Грех может быть единичным случаем. Человек что-то сделал, а потом сожалеет, раскаивается, пытается исправиться, загладить свою вину.
Это единичный грех, но если его повторять много-много раз, то он сначала доводится до автоматизма, а потом владеет человеком. Человек уже не может ему сопротивляться. Он может бесконечно сожалеть об этом, но у него совершенно порабощена воля перед этим грехом. Грех им владеет. Вот это уже называется страсть.
На примере алкоголизма это очень наглядно и понятно. Если человек выпил немножко, то ничего страшного, но если он начинает это делать регулярно, и в конце концов происходит пристрастие к вину, то его привычка превращается в пагубную страсть. Она владеет этим человеком и его разрушает.
Страсть бывает не только в алкоголизме и наркомании. Страсть ― это и сребролюбие, и тщеславие, и гордыня, и чревоугодие, и блуд, и уныние, и гнев. То есть бывает много разных страстей, которые владеют человеком и разрушают его. Просто они не так социально разрушительны, как, скажем, алкоголизм и наркомания, поэтому не так заметны. Но они, тем не менее, действуют.
«Страстей сластьми» ― кажутся эти страсти сладкими, манят к себе и привлекают, а на самом деле, конечно, они горькие.
«И всячески весь ум персть сотворих». Персть ― это прах, грязь. Кстати, когда читаешь Священное Писание по-русски, видишь, что Господь сотворил человека из праха земного, а на церковнославянском ― из персти. Персть ― это прах и грязь. Я свой ум сделал прахом, грязью.
Интересно разобрать и запомнить, что такое ум. Ум ― это не то, что у нас находится в голове, как мы привыкли считать. Там, скорее, разум находится как совокупность знаний, человеческого опыта. А ум ― это нечто большее. Это сердце человека, дух человека, его духовная часть, которая управляет разумом.
Для того, чтобы нам понять разницу, представьте себе следующее. Есть человек, который необразован, не обладает какими-то специальными знаниями, но очень умный. Такое вы в своей жизни наверняка встречали. А бывает человек, который вроде бы много знает и имеет два высших образования, но при этом умным его не назовешь. Это некая внутренняя сердечная мудрость, духовность. Иногда мы Ангельские Силы называем Умными Силами, потому что это духовные существа. Здесь имеется в виду, что свой ум, свою духовную часть я превратил в персть, то есть в прах. Она полностью материализована.
Давайте вспомним, что сказал Господь змию после того, как произошло грехопадение. «Проклят ты… ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14). Что такое прах земной? Это всё низменное, греховное. Оно будет тебе доступно. Доступно моему уму, моей духовной части, которая превратилась целиком в этот прах, и только об этом думает, заботится. Я полностью материализован. Мой ум ― это не та чистота духовная, душевная, которая должна быть во мне, а это прах земной.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.