Найти тему

Кем был Христос? Разбор концепций понимания личности Христа

Оглавление

В последнее время я все больше читаю о раннем христианстве, и эта тема меня по-настоящему захватывает. Из маленького маргинального движения, притесняемого всеми вокруг, христианство всего за три столетия превратилось в официальную религию Римской Империи! Причем, от гонений императора Диоклетиана (3-й век нашей эры) до Миланского Эдикта (313-й год) времени прошло всего ничего! Самая темная ночь - перед рассветом...

Источник изображения: https://afanasiy.net/prychacshenie-v-temnyce-yz-vremen-diokletianova-goneniia
Источник изображения: https://afanasiy.net/prychacshenie-v-temnyce-yz-vremen-diokletianova-goneniia

На канале будут регулярно появляться статьи о раннем христианстве. Но пока что - предлагаю вашему вниманию первый материал: общий обзор концепций, связанных с личностью Иисуса.

Мне очень нравится эта икона - Христос Пантократор. Глядя на нее, всегда испытываешь переживания, пусть даже и не религиозного характера.

Христос Пантократор из Синайского монастыря. сер. VI в.
Христос Пантократор из Синайского монастыря. сер. VI в.

Представления о личности Христа развивались в истории. Некоторые из них были крайне ангажированы.

Итак, вот лишь некоторые из них:

  • Христос - историческая личность, проповедник, создатель учения. Его слова были перевраны и искажены поздними последователями, которые придумали истории про хлеб, вино и воскрешение Лазаря.
  • Христос - политический бунтарь и фанатик, восставший против римской империи. Еврейский националист, стремившийся к независимости Иудеи.
  • Христа вообще не было. Это все выдумки попов-обманщиков, которым лишь бы задурить простой народ. Естественно, подобные вульгарные трактовки были характерны для советского периода нашей истории.
Источник изображения: https://dzen.ru/a/XunpzUgXJkXQdr_8
Источник изображения: https://dzen.ru/a/XunpzUgXJkXQdr_8
  • Последняя трактовка - религиозная. Согласно ей, Христос был Богочеловеком. Она ярче всего закреплена в Никейском символе веры.

Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая [и апостольская] церковь. Аминь.

Каждая из трактовок имеет право на жизнь, хотя две последние - крайне идеологизированные. Лично мне ближе первая, хотя я только начал изучать эту тему.

А что думаете вы? Какая из трактовок личности Христа кажется вам наиболее убедительной?