Здравствуйте. Перенесемся снова в тридцатые годы прошлого века. С момента зарождения боевой авиации прошло уже достаточно времени, чтобы сформировать концепции применения машин основных классов. Каждая из них учитывала совокупность множества факторов, которые отражались в подготавливаемых регламентах и предписаниях. В зависимости от предполагаемой боевой задачи, тот или иной тип самолета оснащался определенным вооружением (как наступательным, так оборонительным). В первую очередь это касалось истребителей, дальних и фронтовых бомбардировщиков, разведчиков, а также многоцелевых машин. Сегодня речь пойдет о вооружении фронтовых бомбардировщиков рассматриваемого временного промежутка. Основным представителем этого класса в Советском Союзе являлся скоростной бомбардировщик СБ (соответственно совершенствование вооружения фронтовых бомбардировщиков будет рассмотрено на его примере). Ранее мы уже неоднократно выпускали публикации, посвященные этому самолету. Заинтересованным читателям рекомендуем предварительно ознакомиться с ними в соответствующей подборке (Ссылка на подборку).
Это была достаточно сбалансированная машина с определенным набором достоинств и недостатков. Один из лучших представителей своего класса (среди мировых аналогов на момент появления). Самолет проходил неоднократную модернизацию, в ходе которой существенные изменения вносились и в состав системы вооружения. Оно было представлено как оборонительным стрелковым вооружением, так и основным бомбардировочным вооружением. Что касается первого направления, то оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулеметов ШКАС, которые устанавливались в трех точках.
Для справки. Авиационный 7,62-мм пулемет ШКАС. Советский авиационный скорострельный пулемет, разработанный в 1930 году под руководством конструкторов Б. Г. Шпитального и И. А. Комарицкого. На вооружение был принят после окончания всех испытаний в 1932 году. Выпускался в различных вариантах. Это крыльевая, синхронная и турельная модификация. Действие автоматики пулемета было основано на отводе энергии пороховых газов из канала ствола. Питание осуществлялось с помощью металлической звеньевой разъемной ленты. Конструкторам удалось получить высокий темп стрельбы в районе 1800 выстр./мин. при начальной скорости пули в 845 м/сек. Вес турельной модификации пулемета ШКАС составлял примерно 10,5 кг. Применялся он на различных модификациях истребителях, бомбардировщиках и многоцелевых самолетов в тридцатых и начале сороковых годов. Суммарный объем производства пулемета (всех вариантов) составлял примерно 150000 экземпляров.
Это передняя спаренная установка, люковая пулеметная установка для обстрела заднего нижнего сектора и задняя пулеметная установка для обстрела задней верхней полусферы. По ходу модернизации были установлены новая люковая и задняя экранированная пулеметная установка (МВ-3). Пулеметы при этом использовались те же самые. И это оказалось главной проблемой. Если на период середины тридцатых годов подобный состав оборонительного вооружения являлся вполне приемлемым, то на начало сороковых годов он полностью потерял свою актуальность. Установка крупнокалиберных орудий имело место быть, но она не носила массового характера. В основном, 20-мм пушки ШВАК применялись только на экспериментальных экземплярах бомбардировщиков. На соответствующих скриншотах ниже показана общая схема стрелкового вооружения с углами обстрела, а также вид некоторых из оборонительных установок.
Бомбардировочное вооружение подверглось гораздо более серьезному улучшению в рамках проводимой модернизации. Изначально, максимальная бомбовая нагрузка не превышала 600 кг. Базовый состав бомбардировочного вооружения предполагал применение свободнопадающих фугасных бомб различных калибров. К примеру, это такие бомбы как ФАБ-100 (до 6 штук), ФАБ-250 (2 штуки), ФАБ-500 (1 штука). Для их подвески, на первых серийных модификациях бомбардировщика СБ, устанавливались только бомбодержатели типа Дер-34 (4 штуки) и Дер-33 (2 штуки). Монтировали их внутри бомбоотсека. Одновременное использование бомбодержателей двух разных типов не допускалось. Бомбодержатели Дер-33 применялись для горизонтальной подвески крупнокалиберных бомб (250 кг и 500 кг), а держатели Дер-34 для вертикальной подвески мелкокалиберных бомб (25, 50, 100 кг). Также стоит отметить, что на время подвески бомб в бомбоотсек устанавливались лебедки типа БЛ-3 и другое сопутствующее оборудование. На соответствующих скриншотах ниже приведены примеры схемы размещения 100 кг и 250 кг бомб на вышеотмеченных бомбодержателях.
Непосредственный сброс бомб осуществлялось с помощью электросбрасывателей типа Эсбр-3п. Это был основной способ. В случае его отказа, предусматривался и дублирующий механический сброс. Для этого использовался аварийный сбрасыватель Асбр-3. Соответственно, в зависимости от типа сброса и калибра бомб, менялись и методы самого бомбометания. К примеру, при использовании электросбрасывателя можно было наносить удары одиночными бомбами в любой последовательности, либо залпами по несколько бомб (2 или 4 штуки), либо сразу большой серией (до 6 бомб), либо серией залпов (по 2 бомбы в залпе). Для выполнения бомбометания с горизонтального полета применялся бомбардировочный прицел ОБП-1.
Для справки. Авиационный бомбардировочный прицел ОБП-1. Представлял собой оптический прибор (в форме перископической трубы), который применялся для осуществления бомбометания (различными бомбами) с горизонтального полета с любых высот при любых скоростях самолета и ветра, в любое время суток по освещенной неподвижной цели. Позволял измерять углы в диапазоне от +75 градусов до - 15 градусов в вертикальной плоскости и в диапазоне от 0 до 360 градусов в горизонтальной плоскости.
В ходе проведения модернизации, начиная с серийных машин образца 1938 года, бомбовая нагрузка была существенно увеличена. Теперь она достигала 1600 кг. В перегрузочном варианте стало доступно применение сразу трех бомб ФАБ-500. Достигалось это путем установки крыльевых бомбодержателей типа Дер-19, которые были рассчитаны на подвеску бомб калибра 250 и 500 кг. Также предусмотрели возможность подвески выливных авиационных приборов типа ВАП-500.
Для справки. Выливной авиационный прибор ВАП-500. Представлял собой металлический резервуар (изготавливался из алюминия), который предназначался для сброса боевых отравляющих веществ (а также зажигательных смесей) с воздуха. Рабочий объем контейнера составил 350 литров, а суммарный вес снаряженного изделия достигал 506 кг. Впервые его испытали в 1935 году на бомбардировщике ТБ-3 (в качестве отравляющего вещества использовали иприт). По ходу испытаний сброс содержимого осуществлялся с различных высот. В среднем на это уходило 5-10 секунд. Площадь зараженной территории достигала 40 гектар. Испытания были признаны успешными. На практике, в ходе боевых действий, подобные приборы с химическим оружием не применялись.
Предварительно конструкцию крыла и фюзеляжа усилили. Размещение держателей типа Дер-33 и Дер-34 (для бомб типа ФАБ-50, ФАБ-100, ФАБ-250 и др.) осталось аналогичным (внутри бомбоотсека). Также в бомбоотсеке дополнительно установили два бомбодержателя Дер-31 (с отдельным механическим сбрасывателем), которые применялись для подвески специальных бомб. Также допускалось размещение шести кассетных установок для подвески мелкокалиберных бомб. Что же касается механизма сброса, то в модернизированном варианте применялся электросбрасыватель типа Эсбр-2, механический сбрасыватель МСШ и аварийный сбрасыватель АСП. Методы бомбометания были аналогичны базовым вариантам семейства самолетов СБ (одиночное, залп, серия, серия залпов). Общая схема бомбардировочного оборудования модернизированного самолета приведена на скриншоте ниже.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
- Советская фронтовая бомбардировочная авиация в тридцатые годы прошла существенный путь развития, который затронул и систему вооружения;
- Номенклатура бомбардировочного вооружения на тот момент времени состояла преимущественно из фугасных авиационных бомб различных калибров (от мелкокалиберных в 10 кг, до крупнокалиберных в 500 кг);
- К сожалению, состав оборонительного стрелкового вооружения практически не претерпел изменений в ходе модернизации и к началу сороковых годов не мог обеспечить должный уровень защиты и успешного поражения воздушных целей противника;
- По ходу модернизации самолеты семейства СБ существенно расширили максимальную бомбовую нагрузку, путем комплексной переработки системы вооружения (новые держатели, новые сбрасыватели и т. д.) и общего улучшения конструкции машины.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.