Найти тему
Модная лавка 19 века

Необычные драгоценности на портретах 19 века

Тут, конечно, возникает вопрос, насколько они необычные. Может, просто на портретах редко встречаются и в художественных книгах не описаны.

Например, в пушкинскую эпоху было модно носить жемчужные ожерелья с фермуарами. Я писала о них:

«Бриллианты напрокат из лавки»… Как дамы 19 века блистали в поддельных драгоценностях.

У дамы в зелёном берете ожерелье тоже с фермуаром (драгоценной застёжкой). Но фермуары в центре ожерелья, внизу, встречаются редко. А тут ещё и жемчужные нити перекручены.

Платье дамы украшено тремя драгоценными брошами. Одна – в центре корсажа, две – на рукавах. Такое тоже можно редко увидеть.

Robert Theer. Портрет жены художника, 1833 – 1835 годы.
Robert Theer. Портрет жены художника, 1833 – 1835 годы.

У дамы на портрете ниже украшения просто загадочные. Я не в силах понять, что это такое (колье и серёжки) и из чего сделано. Там какие-то изображения. Наверное, они что-то символизируют.

Elisabeth Josefine Rizzi-Petke, 1830-е годы.
Elisabeth Josefine Rizzi-Petke, 1830-е годы.

Интересное колье у дамы в чёрно-белом наряде. В нём смешаны элементы колье и жемчужного ожерелья.

Корсажная брошь похожа по форме на снежинку. И здесь тоже тот редкий случай, когда броши украшают ещё и верхнюю часть рукавов.

Кстати, тут сама дама необычна. Нашла информацию, что это – австрийская герцогиня Гермина (1817 – 1842), ставшая в 1835 году принцессой-аббатисой Терезианского института благородных дам.

В статьях на русском языке про неё пишут – «приняла монашество». На основании перевода одной из статей википедии. И по переводу такой вывод напрашивается, но…

Откуда тогда портреты в вечерних платьях? Аббатиса монастыря не должна их носить. Потом заглянула в другую статью и увидела, что она была аббатисой не в монастыре. То есть не принимала монашество.

Albert Theer. Австрийская герцогиня Гермина, около 1840 года.
Albert Theer. Австрийская герцогиня Гермина, около 1840 года.

Дама, запечатленная с сыном, одета весьма необычно. Во-первых, декольте платья оторочено мехом… Прямо как по моде позднего Средневековья!

Массивное колье тоже необычное. Смахивает на современный дизайн.

Мне кажется, такое колье должно смотреться громоздко с открытыми нарядами. С бальным платьем точно сочетаться не будет. Только вот с таким – вечерним нарядом с небольшим декольте и длинными рукавами.

Cornelis Kruseman. Portrait of Rudolphina Wilhelmina Elizabeth de Sturler, 1829 год.
Cornelis Kruseman. Portrait of Rudolphina Wilhelmina Elizabeth de Sturler, 1829 год.

А вот портрет из другой эпохи, 1862 год.

Похожего ожерелья я ещё нигде не встречала.

В те годы были модны ожерелья из длинных нитей жемчуга, завязанных узлами. Носили и простые жемчужные ожерелья.

Здесь же – ожерелье с крупными изумрудами. И это не фермуары, а просто изумруды, вделанные в ожерелье.

Интересна и корсажная брошь. Она почему-то без изумрудов. Алмазная брошь с длинными нитями.... Так и вспоминаются подвески Анны Австрийской из «Трёх мушкетёров».

Про диадему ничего не могу сказать. Вот, тоже загадка! По идее, дама должна быть какой-нибудь принцессой. Хотя, например, княгиня Татьяна Александровна Юсупова тоже запечатлена в диадеме на одном портрете.

Charles-Edouard Boutibonne. Женский портрет, 1862 год.
Charles-Edouard Boutibonne. Женский портрет, 1862 год.

Дама в розовом прямо утопает в бриллиантах. Целых четыре драгоценных броши на корсаже!

В причёске – роскошное украшение из золота с бриллиантами.

И я тоже не могу понять, что это. В 1830-х годах были модны алмазные колоски для причёсок. Но здесь – не колоски.

А какое прелестное платье! Из какой дивной ткани они сшито.

Наверное, это атлас. Но не гладкий, а… Затканный серебром?

«Платье из шёлка, серебром вышито, но не принцесса»… Вспоминается мне фраза Золушки из фильма «Три орешка».

Я пыталась найти информацию об этой даме. Понять, принцесса они или нет. Но не нашла. Кажется, просто богатая дворянка.

Georg Friedrich Reichmann. Ida von Hochberg, 1836 год.
Georg Friedrich Reichmann. Ida von Hochberg, 1836 год.

«Купи жене пучок алмазных колосьев»… А потом разорись! Драгоценные украшения для волос пушкинской поры.

Ожерелья из длинных нитей жемчуга, которые завязывали узлами.

#стиль #мода и красота #портреты #искусство #женщины#украшени