Найти тему
Модная лавка 19 века

«В России со вкусом одеться невозможно. Наша дама подчас одета, как Арлекин»… Права ли была княгиня Татьяна Юсупова?

Речь идёт о Татьяне Александровне Юсуповой (1829 – 1879), бабушке знаменитого Феликса Юсупова.

В 1864 году она в очередной раз отправилась в Париж. И попала к кутюрье Чарльзу Ворту, который тогда был на пике своей популярности.

Вот что княгиня пишет своему супругу в октябре:

«Сразу же после этого я поехала к Ворту. Какой кринолин! Это настоящее чудо! Для моих великолепных платьев у меня будет достойный корсет. Конечно, дороговато, но я всё очень тщательно взвесила»…

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Татьяны Александровны Юсуповой, 1858 год. На княгине платье не от Ворта.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Татьяны Александровны Юсуповой, 1858 год. На княгине платье не от Ворта.

«Кроме Ворта есть ещё один знаменитый магазин мод, где мы были вместе и где мне ничего не понравилось. У Ворта всё происходит по-особому. Спускается старшая продавщица, и мы вместе с ней, исходя из платья, подбираем весь туалет, вплоть до причёски и головного убора.

России это совершенно неведомо. У нас всё продумать и со вкусом одеться совершенно невозможно. У нас всё определяет случай: в одном месте заказывают одно, в другом ищут другое и так далее.

Вот поэтому ничего друг другу подойти не может, и наша дама подчас одета, как Арлекин: зелёное платье, синяя шляпка и жёлтая шаль»…

(Книга «Твои письма единственная для меня радость». Из личной переписки Татьяны Александровны Юсуповой.)

Вечернее платье от Ворта, 1867 год.
Вечернее платье от Ворта, 1867 год.

Письмо княгини очень эмоциональное. Чувствуется, что она в восторге от своих новых нарядов, от того, как её обслужили в ателье Ворта.

К тому же княгиня собирается ехать в Ниццу и уже заранее предвкушает, как будет блистать там – и дорогими нарядами, и роскошными юсуповскими драгоценностями.

Но насколько она объективна?

 Франц Ксавьер Винтерхальтер.Императрица Австрии Елизавета Баварская в платье, созданном Чарльзом Вортом, 1865 год.
Франц Ксавьер Винтерхальтер.Императрица Австрии Елизавета Баварская в платье, созданном Чарльзом Вортом, 1865 год.

Неужели в России всё было так плохо с возможностью хорошо одеться?

Мне в это не верится. В конце этого текста есть ссылки на мои статьи с женскими портретами, написанными до того, как Чарльз Ворт стал известным кутюрье. В том числе - с портретами русских дам.

Вероятно, все эти дамы одевались не в ателье Ворта. Но при этом они и одеты, и причёсаны безукоризненно.

И никаких карикатурных «Арлекинов» там нет и в помине.

Сергей Зарянко. Портрет неизвестной русской дворянки в вечернем платье, с модными украшениями из цветов и листьев, 1840-е годы.
Сергей Зарянко. Портрет неизвестной русской дворянки в вечернем платье, с модными украшениями из цветов и листьев, 1840-е годы.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Августы Вихровой, 1848 год.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Августы Вихровой, 1848 год.

Почти нет портретов середины 19 века, где дамы запечатлены в шляпках. Во времена Пушкина они часто позировали в головных уборах, а после 1840 года – уже нет.

Но на тех портретах, что удалось найти, никакой безвкусицы не видно. Всё подобрано со вкусом и в тон. Платье, шляпка и шаль - всё гармонирует.

Брюнних, Мортен Тране. Портрет Варвары Андреевны Кобылинской 1849 год.
Брюнних, Мортен Тране. Портрет Варвары Андреевны Кобылинской 1849 год.

А ещё мне попалась книга «Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия» (автор - Татьяна Руденко).

На мой взгляд, это исследование опровергает утверждение Юсуповой о том, что в России со вкусом одеться невозможно из-за того, что всё покупают и заказывают вразнобой.

Ещё в 1820-х у нас появились модные ателье, где можно было и платья заказать, и шляпки, и мантильи, и всё остальное необходимое. Чаще такие ателье принадлежали французам, иногда – русским.

Графиня Александра Андреевна Шувалова, в замужестве княгиня фон Дитрихштейн. 1830-е годы
Графиня Александра Андреевна Шувалова, в замужестве княгиня фон Дитрихштейн. 1830-е годы

Бывало и так, что открывался большой модный магазин с тканями и галантерейным товаром. А при магазине было модное ателье, где можно было сшить платье и шляпку на заказ.

Да, наверное, не было такого обходительного обслуживания, как у Ворта. Роскошных салонов с диванами, пропитанных ароматами духов, где дамы «ожидая своей очереди, лакомились бисквитами, обмакивая их в мадеру» (Эмиля Золя. «Добыча»). Всё было попроще, не по парижскому сервису.

Но это не значит, что модистки были не в состоянии продумать костюмы клиенток и помочь им одеться со вкусом и к лицу.

Неизвестный русский художник. Женский портрет, 1850-е годы.
Неизвестный русский художник. Женский портрет, 1850-е годы.

«В них есть что-то языческое»… Колье 19 века из разноцветных драгоценных камней.

Прелестные наряды и украшения на портретах неизвестных художников пушкинской поры.

От цветов до листьев и ягод. Причуды моды в причёсках 1850-х.

Интересные факты о женских шляпах пушкинской поры.

Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы посмотреть все статьи, написанные за последнее время.

#стиль #мода и красота #портреты #одежда #история