Речь идёт о Татьяне Александровне Юсуповой (1829 – 1879), бабушке знаменитого Феликса Юсупова.
В 1864 году она в очередной раз отправилась в Париж. И попала к кутюрье Чарльзу Ворту, который тогда был на пике своей популярности.
Вот что княгиня пишет своему супругу в октябре:
«Сразу же после этого я поехала к Ворту. Какой кринолин! Это настоящее чудо! Для моих великолепных платьев у меня будет достойный корсет. Конечно, дороговато, но я всё очень тщательно взвесила»…
«Кроме Ворта есть ещё один знаменитый магазин мод, где мы были вместе и где мне ничего не понравилось. У Ворта всё происходит по-особому. Спускается старшая продавщица, и мы вместе с ней, исходя из платья, подбираем весь туалет, вплоть до причёски и головного убора.
России это совершенно неведомо. У нас всё продумать и со вкусом одеться совершенно невозможно. У нас всё определяет случай: в одном месте заказывают одно, в другом ищут другое и так далее.
Вот поэтому ничего друг другу подойти не может, и наша дама подчас одета, как Арлекин: зелёное платье, синяя шляпка и жёлтая шаль»…
(Книга «Твои письма единственная для меня радость». Из личной переписки Татьяны Александровны Юсуповой.)
Письмо княгини очень эмоциональное. Чувствуется, что она в восторге от своих новых нарядов, от того, как её обслужили в ателье Ворта.
К тому же княгиня собирается ехать в Ниццу и уже заранее предвкушает, как будет блистать там – и дорогими нарядами, и роскошными юсуповскими драгоценностями.
Но насколько она объективна?
Неужели в России всё было так плохо с возможностью хорошо одеться?
Мне в это не верится. В конце этого текста есть ссылки на мои статьи с женскими портретами, написанными до того, как Чарльз Ворт стал известным кутюрье. В том числе - с портретами русских дам.
Вероятно, все эти дамы одевались не в ателье Ворта. Но при этом они и одеты, и причёсаны безукоризненно.
И никаких карикатурных «Арлекинов» там нет и в помине.
Почти нет портретов середины 19 века, где дамы запечатлены в шляпках. Во времена Пушкина они часто позировали в головных уборах, а после 1840 года – уже нет.
Но на тех портретах, что удалось найти, никакой безвкусицы не видно. Всё подобрано со вкусом и в тон. Платье, шляпка и шаль - всё гармонирует.
А ещё мне попалась книга «Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия» (автор - Татьяна Руденко).
На мой взгляд, это исследование опровергает утверждение Юсуповой о том, что в России со вкусом одеться невозможно из-за того, что всё покупают и заказывают вразнобой.
Ещё в 1820-х у нас появились модные ателье, где можно было и платья заказать, и шляпки, и мантильи, и всё остальное необходимое. Чаще такие ателье принадлежали французам, иногда – русским.
Бывало и так, что открывался большой модный магазин с тканями и галантерейным товаром. А при магазине было модное ателье, где можно было сшить платье и шляпку на заказ.
Да, наверное, не было такого обходительного обслуживания, как у Ворта. Роскошных салонов с диванами, пропитанных ароматами духов, где дамы «ожидая своей очереди, лакомились бисквитами, обмакивая их в мадеру» (Эмиля Золя. «Добыча»). Всё было попроще, не по парижскому сервису.
Но это не значит, что модистки были не в состоянии продумать костюмы клиенток и помочь им одеться со вкусом и к лицу.
«В них есть что-то языческое»… Колье 19 века из разноцветных драгоценных камней.
Прелестные наряды и украшения на портретах неизвестных художников пушкинской поры.
От цветов до листьев и ягод. Причуды моды в причёсках 1850-х.
Интересные факты о женских шляпах пушкинской поры.
Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы посмотреть все статьи, написанные за последнее время.
#стиль #мода и красота #портреты #одежда #история