Найти тему
Семён Скрипкин

История Регулярного стиля

История стиля в Древней Греции.

Именно в Древней Греции была предпринята первая попытка органического сочетания природного ландшафта с антропогенными элементами. Акрополи и театры греческих полисов, составляющие центры городских композиций, а также сами города, как бы вырастают из ландшафта. Таков ансамбль Афинского акрополя, выглядящей как культурное завершение той скалы, на которой он воздвигнут. Греки умело использовали вертикальную планировку площадей – агор, расчленяя их пространство с помощью протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. В формировании открытых пространств греческого города активно участвовала скульптура. Так, вдоль главной улицы Эфеса ставят статуи выдающихся людей города. 

Различные размеры храмов и других архитектурных форм (например на Афинском акрополе), их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурсов и пластики, ориентированная на линию движения к главному объекту комплекса. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей основных сооружений рельефу или линии морского побережья. Зачатки садово-паркового искусства Греции относятся к X–VIII в.в. до н.э. – это священные рощи нимфей и героон. 

-2

Затем появились философские сады – настоящие парки с аллеями, обсаженными тополями, платанами и маслинами, создавались для бесед ученых мужей на философские и другие темы. Они явились предками пейзажных парков. Зеленое оформление аргор складывалось из рядовых посадок деревьев вдоль дорог и сооружений. Начиная с III-го в. до н.э. храмы стали с 3-х сторон обсаживаться регулярной посадкой деревьев в 2 ряда. В первом ряду – небольшие деревья (гранатовые или айва) – во втором ряду – лавр или самшит (тоже невысокие). Примечательны рядовые посадки платана вдоль главных улиц и крытых галерей. Начиная с III-I-го веков до н.э. внутренние дворики – перистили стали украшаться цветами, фонтанами и скульптурой.

-3

Способы оформления окружающего пространства в Древней Греции достаточно быстро эволюционировали от простоты до грандиозного изобилия. Состоятельные жители Афин хвастались друг перед другом убранством своего жилья. Роскошь стала чрезмерна, дошло до того что, через короткий промежуток времени Демосфен уже упрекал греков в излишней расточительности. В греческих садах выращивались растения, способные перенести засущливый климат. Это сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт, также греки высаживали огородные травы, пшеницу, оливковые деревья.

История стиля в Древнем Риме.

Садово-парковое искусство Древнего Рима развивалось на основе традиций Античной Греции. Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. 

Ему характерны следующие особенности:

• климат средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции;

• обилие воды в виде рек и ручьев;

• гористый рельеф; 

• наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка);

• широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений (различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые.

-4

Существовали следующие типы садов и парков:

Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь; 

городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.

городские частновладельческие сады (перистили) были незначительны и подчинялись планировке дома. В центре цветник, фонтан или водоем.

Внутренний дворик – сад вечнозеленых растений – виридариум, для вечерних пиршеств. Стены расписаны перспективными картинами садов.

Атриумный сад – закрытый внутренний дворик, в некоторых случаях разделенный по принципу чор-бака, в центре прямоугольный водоем, позднее померанцевое дерево.

Сады при виллах и дворцах имели различное назначение – от чисто хозяйственного до увеселительного.

Италийская вилла - новый тип усадьбы. (3-4-х этажный дворец, цветники, скульптура, перголы, беседки, парковые павильоны, театры греческого типа, термы, фонтаны, каскады, бассейны египетского типа. Террасирование. Самыми известными древнеримскими садами считаются: Вилла Адриана, сады Луккула и сады Саллюстия.

-5
-6

-7

Сад разделен на 3 части: декоративный (разделен на 3 части – для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории), плодовый, огород. Аллеи соединяются под прямым углом и разделяют сад на правильные геометрические формы.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

• совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

• создание новых типов садов (общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы);

• отсутствие композиционного единства в садах;    

• появление топиарного искусства.

История стиля во Франции.

Описываемое направление зародилось во Франции в эпоху правления Людовика XIV. Оно использовалось для оформления земли перед дворцами и замками короля и знатных вельмож. Они владели огромными территориями, для их озеленения и был разработан новый принцип создания парков, способных подчеркнуть величие владельцев и их материальный достаток. Сады Версаля впечатляли своими масштабами. Они вызывали удивление и восхищение. На их создание уходило много времени, но планировка садов была очень практичной.

-8

В самом начале создания садов в регулярном стиле, на этапе закладки разбивалась главная центральная аллея. По ней можно было проехать на карете от центральных ворот и добраться до площади перед дворцом. Аллея делила территорию на две равные части. Они оформлялись с соблюдением строгой симметрии.

Позднее эта концепция стала постоянно усложняться: внутри каждой части создавались оси и векторы, которые еще больше подчеркивали симметрию. Перед ними стояла цель: сады должны были быть частью дворцовых ансамблей, они должны были подчеркивать пышность и монументальность их архитектуры. Конечный результат должен демонстрировать безграничную власть человека над природой. 

-9

Перед дворцом всегда оставлялось открытое пространство. Оно называлось портер. На его территории создавались цветники, клумбы, разбивались водоемы, строились фонтаны. Сегодня такие парки уже не создаются: слишком затратное и трудоемкое у них содержание. Но отдельные элементы активно используются для оформления собственных приусадебных участков.

-10

-11