Они встретились у её подруги, которая позвала его с другом отпраздновать какой-то праздник. Взяли вина, торт. Подруги зажарили курицу, приготовили салат... Всё так хорошо начиналось... Музыка, закуски, молодость, свобода, любовь - кровь играет в жилах, эмоции через край...
Спустя три месяца он предложил ей жить у него, в одной квартире с мамой, отцом и младшей сестрой. Ещё спустя месяц она сказала, что ждёт ребёнка.
Свадьба была скромной, отмечали в пустующей квартире соседа снизу, приехало почти 80 человек. И как только они смогли поместиться в этой брежневке, один Бог знает. Благо, первый этаж, веранда и участок под окном со скамейками, столиком и мангалом - часть гостей веселилась там. Гуляли два дня. После свадьбы свекровь сказала, что все деньги, которые подарили молодым, она забирает себе, в счёт затрат на свадьбу. Уже тогда молодой жене бы задуматься, в какую семью она попала, но она была влюблена и счастлива. А когда узнала на пятом месяце, что у них будет двойня, была на седьмом небе от счастья.
Но беременность закончилась неожиданно - на двадцать седьмой неделе. Детей не спасли, сказали, что слишком маленькие и нежизнеспособные.
Она как будто резко повзрослела, хотя не полностью осознала всю полноту утраты.
Он ездил хоронить маленькие свёртки на кладбище к прадеду, осунулся и потемнел. А она так и не смогла съездить, чтобы проведать крохотные могилки. Не хватило сил.
Со временем боль стала затихать, и в один прекрасный день она поняла, что снова ждёт ребёнка. Спустя положенный срок родилась очень хорошенькая здоровая девочка. К этому времени республика, в которой они жили, стала суверенной и независимой, а русскоязычное население начало разъезжаться в разные концы мира.
Что уж пошло не так, неизвестно, но однажды он ушёл на работу и не вернулся к ней. Позже она неожиданно узнала, что он живет у мамы. Два месяца длилось это непонятное состояние, потом свекровь попыталась его уговорить на сохранение семьи. Правда, помогло это ненадолго. Он пришёл и остался с ней, в маленькой однокомнатной квартире её мамы, куда она ушла, когда он пропал. Спустя пару месяцев он опять исчез. Как выяснилось, уехал в Россию на поиски работы и жилья. Ей не говорили, куда, не давали его контактов. Свекровь категорически была против её поисков. Но она узнала. Собралась к нему. Билеты были безумно дороги, а живя втроём с матерью, без работы, в декрете, не ожидали помощи, надеясь только на себя. Накопления растаяли быстро, маминой зарплаты едва хватало на жизнь - двух взрослых и одной маленькой девочки. И тогда мама продала своё обручальное кольцо, и на эти деньги они купили билет на самолёт в Москву.
Свекровь смирилась, что она так настойчиво хочет ехать к нему. Даже сделала вид, что рада...
Сначала они жили в общежитии. Было очень трудно. В один из месяцев, когда она в очередной раз брала взаймы у соседки, он пришёл и сказал, что почему-то остался должен и зарплату ему в этом месяце не выдадут. Девяностые годы - тогда многие не жили, а выживали. Как они справились - уму непостижимо. Помогали соседи, то подработку подбросят, то продуктов...
Его мать обустроилась в Поволжье и позвала их к себе. Они, воодушевлённые хоть какой-то перспективой, с радостью бросили общагу и рванули к матери. Жить в однушке впятером было не просто тяжело, а очень тяжело - молодые спали на кухне, а остальные - в единственной комнате. И к ним ещё приезжали родственники погостить! В такие дни ночевали чуть-ли не на головах друг у друга, но никто никого не обижал и не жаловался. Напротив, такое тесное соседство даже как-то сплотило всех. Так ей казалось. Оказалось - показалось, как говорится...
Свекровь сдавала квартиру в той самой республике, откуда уехали, и на накопленные средства они организовали свой маленький частный бизнес, который приносил небольшой, но стабильный доход. Так прошло почти шесть лет. Дочь росла, скоро в школу. А с ним опять что-то случилось, он стал где-то пропадать. Она страдала, плакала, пыталась выяснить у него, что не так. Он отмалчивался, уходил от разговора или просто уходил, хлопнув дверью.
В новогоднюю ночь он пришёл в девять вечера, поел за общим столом, потом уснул в кресле и проспал куранты. А в два часа ночи открыл глаза, встал и ушёл, не говоря никому ни слова. Молча.
С этого дня они больше не были мужем и женой.
Она пыталась его вернуть, рыдала, бросалась ему в ноги. А он отталкивал, не хотел ни видеть, ни слышать её.
Она ему опостылела. Он разлюбил её. Он к ней остыл...
Такое странное слово - странное и старое, вызывающее удивление и непонимание, но так точно описывающее то, что с ними произошло.
Когда она это поняла, весь мир её рухнул. Стало так темно вокруг, как в сумерках, как в непроглядной тьме без лунного света, как в душном подвале, и также трудно стало дышать. Она малодушно хотела покончить с собой, но увидела дочь и ... не смогла. Одна, без поддержки, в чужом городе, где нет родных и почти нет друзей, она собирала себя по кусочкам, надеясь, что выкарабкается. Хорошо, что дочь была рядом, обнимала своими крошечными ручонками. Только это и держало её на плаву. Она тогда похудела до сорока пяти килограммов, и не узнавала себя в зеркале - огромные глаза на осунувшемся бледном лице, тонкая бледная кожа на руках, сквозь которую просвечивали пульсирующие венки, болтающаяся, как на вешалке одежда... Вечный привкус табака во рту - пачка в день, и это в лучшем случае... Если бы её увидел кто-то из далёких родных, не узнал бы - так она изменилась.
Тогда она решилась вызвать маму к себе, насовсем. Мама согласилась, но для начала приехала на месяц, чтобы осмотреться. Спустя несколько месяцев её мама переехала к ним навсегда. И это было правильно, ведь, кто, как не мать, поддержит в трудную минуту?
С этого времени всё потихоньку начало налаживаться. Они с мамой сняли жильё, отвели дочь и внучку в первый класс - он пришёл тогда на первое сентября, но прятался в задних рядах, так и не решившись подойти. А она делала вид, что ей всё равно, широко улыбаясь, нарочно громко смеясь, но бросая мимолётные взгляды, полные слёз, в его сторону. И всё ещё ждала, что он одумается. Но он не вернулся.
Спустя несколько лет она нашла любовь всей своей жизни. И бросила курить - муж оказался некурящим. Теперь у неё есть настоящая семья, любимый муж, а ещё есть общий с ним сын, младший, после дочки. И мама живёт с ними.
А он так и живёт. С той, к которой ушёл той новогодней ночью.
***
По дворам и переулкам
Ночь шатается седая.
Нежно-нежно, хрупко-хрупко
Душу снова собираю
По кусочкам, по осколкам,
По надломанным частицам.
Звать на помощь нету толку.
Ветер воет, как волчица.
Разметает по сугробам
Боль моих воспоминаний.
Есть у ночи шарм особый –
Плен сердечных испытаний...
Нежно-нежно, хрупко-хрупко
Я в душе любовь носила.
Грань бывает у поступков.
Для прощенья взять бы силы...
Как у ночи наступает
Время ясного рассвета,
Так во мне душа живая
Снова тянет крылья к свету.
В шрамах страшных и глубоких,
Что её не украшают,
Заживёт, конечно, в сроки.
Зацветёт ирисом в мае...
Или летней незабудкой.
А пока она болеет.
Нежно-нежно, хрупко-хрупко
Не умеют. Не умеют.
(Автор стихотворения Ирина Самарина-Лабиринт)
(© Copyright: Ирина Самарина-Лабиринт, 2024)