Перед вами советский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22УД, и выглядит он довольно необычно по сравнению с обычным Ту-22. Первое, что бросается в глаза - это необычная двухуровневая кабина. Довольно странно видеть такую архитектуру размещения лётчиков, когда задняя кабина и фонарь (остеклённая часть) расположена не в одном уровне с передней, а существенно выше.
Секрет такого необычного взаимного размещения кроется в том, что этот бомбардировщик не обычный, а учебно-тренировочный, о чём свидетельствует буква "У" в названии. Соответственно буква "Д" означает "дальний". Дальний он, потому что имеет на носу штангу для дозаправки в воздухе. Так курсант, он же испытуемый лётчик, сидел в передней кабине, которая пониже, а лётчик-инструктор размещался в кабине позади, которая выше.
Экипаж помимо инструктора и стажёра включал в себя ещё и штурмана, который сидел ещё ниже. На фото видно, что нижняя часть имеет остекление, как сбоку, так и снизу. По этим окнам штурман мог ориентироваться визуально на небольших высотах.
Что же касается органов управления и приборов, то они были продублированы в верхней кабине. И инструктор в любой момент мог отключить нижнюю кабину полностью и перехватить управление.
Но зачем же делать кабину инструктора выше? Почему нельзя было сделать в одном уровне, или же рядом, например справа?
И действительно, из-за выступающего фонаря верхней кабины портилась аэродинамика. Плюс ко всему на этих Ту-22 60-х годов катапульты срабатывали не вверх с отстрелом фонаря, как на современных, а вниз через открывающиеся люки. И для эффективного выброса кресла вниз в кабине инструктора пришлось ставить более мощный пиропатрон. Разумеется такое катапультирование с ещё большим ускорением шло позвоночнику явно не на пользу.
Ну что ж, в одном уровне эти кабины размещать друг за другом не было смысла, потому что инструктор просто бы не имел переднего обзора. А так сверху ему видно и лётчика-стажёра, и линию горизонта.
Другое дело, что этот учебно-тренировочный самолёт был переделан из Ту-22Р. И у него была как раз такая кабина, которая предполагала размещение пилотов друг за другом, а не как в современных Ту-22М3 слева и справа.
Соответственно авиаинженерам КБ Туполева не оставалось ничего иного, кроме как сохранить размещение лётчиков друг за другом, но вместе с тем просто взять и завысить место инструктора с завышением кабины и фонаря для лучшего обзора. Об объединении кабины и размещении стажёра и инструктора слева и справа речи не шло.
Всего было построено 46 таких учебно-тренировочных моделей, как с возможностью дозаправки в воздухе, так и без неё. До наших дней дожил один экземпляр, который стоит в Музее Дальней авиации в Энгельсе.
С последующим усовершенствованием линейки бомбардировщиков Ту-22 и выходом моделей М и М3, эти учебно-тренировочные самолёты по понятным причинам просто потеряли свою актуальность.