Удачное исполнение даже небольшой отрицательной роли иногда позволяло советским киноактерам остаться в памяти зрителей прочнее, чем артистам главным и насквозь положительным. А некоторые кинозлодеи выглядели пугающе реалистично.
Система Станиславского учит артиста подходить к любому своему персонажу если не с симпатией, то хотя бы с пониманием. Нельзя играть опереточного злодея, который просто хочет всех уничтожить, не анализируя его душу и мотивацию – выйдет неубедительно. Каждый негодяй себя обязательно оправдывает, придумывает свою философию, в которой он или очищает мир, или сам является жертвой большой несправедливости, непонятый и непринятый обществом, начинающий мстить от отчаяния, нелюбви окружающих, тяжелого детства и тому подобных причин - самооправдание не имеет пределов. Когда большой артист действительно входит в шкуру такого человека, он может сыграть судьбу, а это главная победа. Гениален Алексей Петренко в роли Гришки Распутина в "Агонии" - им нельзя не ужасаться и не восхищаться одновременно от глубины актерского погружения. А какую жгучую ненависть рождает следователь Портнов в исполнении Анатолия Солоницына в ленте "Восхождение"! Иногда внешние характеристики исполнителя выходят на первый план - высохший от малярии Георгий Милляр в образе Кащея Бессмертного вызывал ужас у зрителей в кинотеатрах, а вот его следующие персонажи в сказках Александра Роу только улыбку и симпатию. Давайте вспомним злодеев, которым действительно веришь.
Виталий Шаповалов
Мое знакомство с ним состоялось еще совсем в юном возрасте, когда я увидел ленту Константина Ершова "Грачи". В память впечатался более всех других персонажей именно Леня Осадчий, спокойно, с улыбкой положивший свои тяжелые ручища на плечи шофера "Жигулей" за несколько секунд до зверского убийства. А эти его взгляды без слов, которые Осадчий кидал на молодого запуганного Сашу Грача (Ярослав Гаврилюк)! По глазам Лени можно было сразу прочесть - этот человек убьет тебя без всяких душевных колебаний.
Потом только я узнал, что Виталий Шаповалов - один из лучших артистов Театра на Таганке времен Любимова и Высоцкого, где его ласково прозвали Шопеном. Человек добрый и душевный, исключительной порядочности и щедрости. Актер многогранного таланта - его Ноздрев в "Мертвых душах" Михаила Швейцера стал одной из немногих удач этого телесериала. Но для меня Шаповалов навсегда останется Осадчим с его пугающими стеклянными глазами.
Андрей Болтнев
Режиссер Алексей Герман, который никак не мог пробить на экраны гениальный фильм "Мой друг Иван Лапшин", уговаривал исполнителя главной роли: "Андрей, откажись от "Противостояния". Я хочу, чтобы зрители сначала узнали тебя, как Лапшина, а не как этого подонка! После Кротова они уже не воспримут тебя милиционером!" Герман прекрасно понимал, что Болтнев халтурить не умеет, и если он берется за какую-то роль, то результат будет потрясающим. Так и получилось - его Кротов стал одним из самых убедительных преступников советского кино.
Конечно, авторская фантазия Юлиана Семенова и здесь вырвалась из-под контроля. У этого писателя всегда были не просто злодеи, а супер-злодеи. Например, работник ЦРУ Джон Глэб (Вахтанг Кикабидзе) в фильме "ТАСС уполномочен заявить" не только подкладывал любимую женщину под всех необходимых для дела мужчин и выращивал кокаиновые плантации, но еще и доставлял в США наркотики… в трупиках выпотрошенных младенцев из Непала. Только что ванну кровавую не принимал. По уровню злодейств предателя Кротова автор тоже сильно переборщил, но Болтнев сумел все эти особенности сценария сгладить - зритель о них глазами не споткнулся. Великая работа отличного актера.
Владимир Головин
Вместе с Юрием Шерстневым и Александром Январевым входил в когорту советских артистов с ярко выраженным отрицательным обаянием. Возможно, еще и поэтому этот замечательный актер за всю свою долгую творческую жизнь и десятки работ в кино и на ТВ в качестве артиста и режиссера не получил ни одного звания. Владимир Головин часто играл на полутонах - его злодеи и уголовные авторитеты, как правило, не истерили, не кривлялись, часто говорили тихо, лицо оставалось равнодушной маской, сверкали лишь глаза, а зрителю от этого становилось еще страшнее.
Одна из лучших его ролей - вор в законе Барон в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего" Александра Прошкина. Однако всего через пару лет Головин доказал, что может органично сохранить свое отрицательное обаяние даже в комедии, сыграв русско-американского гангстера Мика Нича в ленте "Дежа вю". И снова более чем убедителен - безо всякого комикования и присущего для артистов фильмов легкого жанра наигрыша.
Юрий Беляев
Этот мастер одним своим участием вытянул очень неровный детектив "Чужие здесь не ходят", в котором сыграл роль уголовника по кличке Чума, скрывающегося с сумкой денег на территории лесного заказника. В реальной жизни противостояние с молодым положительным милиционером (Владимир Басов-младший), конечно, завершилось бы довольно быстро и не в пользу этого паренька, но в кино добро должно побеждать зло. Пусть даже это зло и выглядит куда более убедительно.
Юрий Беляев - выпускник Щукинского училища, также работавший в Театра на Таганке при Юрии Любимове, артист с исключительной степенью реалистичности. В его багаже и отрицательные, и положительные образы, за работой Беляев никогда не отдыхал, не играл вполсилы. Когда ему приходилось быть на экране злодеем, он делал и продолжает делать это выше всяких похвал.
Олег Савосин
Один из лучших советских каскадеров, который актерского образования не имел вовсе. Его, как умело обращающегося с лошадьми, друзья позвали на съемки "Неуловимых мстителей", где Олег Савосин выполнил множество трюков, даже появившись на экране. Так и пошли другие работы, потянулись роли эпизодические и второго плана. Действительно, его бандита Тягунова в сериале "Место встречи изменить нельзя" мы видим вего несколько минут, но внушает он куда больший страх, чем остальные злоумышленники.
Глядя в лицо персонажа Савосина, понимаешь - этот может все! И ребенка в телефонной будке убьет, и перед другими преступлениями не остановится. За плечами актера множество образов бандитов, мафиози, злодеев. Тем удивительнее узнать, что в жизни Олег Иванович был преподавателем графики и черчения в школе, затем в легендарной Бауманке и Военно-механическом техникуме. А когда вышел в 1986 году на пенсию, целиком переключился на любимую актерскую работу.
Какие кинозлодеи в советском кино произвели на вас самое большое впечатление?