Найти тему
Читалка

Всякий хлам

Квартира, доставшаяся Белкиным в наследство, выглядела… печально. Да, пожалуй, именно это определение подходит к ней больше всего, подумала Юлия, когда они перешагнули ее порог впервые. Нет, теоретически, прыгать до облаков надо было, раз привалило такое богатство! Ведь до этого семейство ютилось в однушке, да на окраине… А тут — три комнаты, центр, дом старый, но хороший — кирпичная девятиэтажка, окна на две стороны выходят! А то, что внутри запущено… Определенно, тут нужно было делать ремонт!

Квартира ранее принадлежала Анастасии — бабушке Юлии и досталась женщине по завещанию. Вообще, бабушку Юлия помнила прежде всего такой, какой она была в ее детстве — подвижной, улыбчивой, яркой, у нее для каждого находилось доброе слово, а плохих — кажется, она вовсе никому за всю жизнь не говорила!

Но потом все переменилось — умер второй ребенок бабушки, то есть сестра мамы Юлии и это стало ударом, который Анастасия не перенесла. Может быть потому, что эта самая дочка младшая, Мариночка, всю жизнь вместе с Анастасией прожила? Замуж не вышла, детей не родила и была, как говаривали родственники за глаза… пропащим вариантом! Кто-то говорил, что у нее в голове повреждено от рождения, другие предполагали, что виной тому была какая-то трагедия в ранней юности приключившаяся, вроде как про несчастную любовь… Однако, как бы то ни было, а жили Анастасия и Марина вместе. Тихонько жили своим привычным, скромным бытом. В гости ходили, если звали, но к себе кого-то нечасто приглашали… И все-таки, даже та пара визитов запомнилась Юлии, врезалась в память ярко, как стеклышки калейдоскопа.

Она помнила солнечный свет, в котором по комнатам танцевали пылинки — тут уже тогда было полно мебели, ковров и всяческих предметов, за которым толком не ухаживали и они помаленьку загрязнялись, теряли приличный вид… А еще она помнила балкон. Ох, какой это был балкон! Казалось, именно это место в квартире больше всего любила Анастасия! Он был застеклен, но окна все теплое время года стояли открытыми и до соседних квартир долетали ароматы цветов… Выходя на балкон маленькая Юля забывала о том, что она в городе — ей чудилось, что она оказалась в настоящем волшебном саду… Цветы в больших и малых горшках, кашпо и на полках расставлены, везде и всюду, а еще — два плетеных кресла и прехорошенький столик со стеклянной столешницей. Тут хозяйки квартиры любили посидеть с чашечкой чаю…

Если кто-то и приходил к Анастасии и ее дочери в гости, то Анастасия умела быть радушной хозяйкой — стол ломился от угощений, она занимала беседой, умела выслушать, дать мудрый совет…

Но потом случилось несчастье. Марина погибла — просто сердце остановилось, Анастасия замкнулась окончательно. Она больше вообще никого к себе в гости не звала. А те редкие родственники, которые все-таки проникали в ее жилье, чтобы помочь, например — продуктов занести и лекарства, они говорили, что оно все более превращается в помойку… И для всех, кстати, стало большим сюрпризом то, что Анастасия оставила квартиру именно своей внучке, а не первой, старшей дочери.

- Все правильно, - сказала мама Юлии. - Вам как раз было пора расширять жилплощадь!

Юлия согласилась — у нее и Бориса как раз родился малыш — мальчик, его назвали Гришей и теперь было ясно-понятно, что можно не влазить в ипотеку… Да что там — можно было вообще жить припеваючи, потому что квартиру мужа — ту самую скромную однушку, решили сдавать и таким образом обеспечить приварок в семейный бюджет…

- Вообще на счет отдельный для Григория откладывать эти деньги станем, - предложил Борис. - А моей зарплаты, пока ты в декрете, думаю, если экономно будем тратить, не шиковать особо, то хватит на жизнь!

Юлия была с ним согласна… Почти… Потому что ей все-таки хотелось сделать ремонт в квартире. Но в принципе, подумала она, это может и подождать… И поэтому для начала просто выкинули старую мебель.

- А если это антиквариат? - предположил сосед Михаил, которого позвали помогать с разгрузкой территории.

- Да какой антиквариат, - вздохнула Юля. - Бабушка вообще на вещи хорошие тратится не любила, вон — все цветнику своему отдавала…

От цветника, кстати, уже ничего не осталось — последние месяцы жизни Анастасия провела в больницах и хотя родные предлагали, мол, давай станем заходить к тебе, ухаживать за растениями, но она эти предложения решительно и даже чуточку агрессивно отвергала.

- Вот умру, тогда и делайте, что хотите! А пока… Чтоб ноги вашей там не было!

Так и погибли экзотические фиалки, розы, гиацинты, крокусы, тюльпаны, колокольчики, маргаритки, васильки и многие другие цветы, а также четыре кашпо с эффектной клубникой…

Юлия никогда не была цветоводкой и не собиралась ею становиться. Зачем? Ведь живые цветы — это так хлопотно! Красиво, но… Ее мама по совету бабушки однажды пыталась разводить что-то там на подоконнике. Чуть отвернешься — и вянет! А как однажды маленькой Юле досталось за то, что расколотила горшок! Мать и кричала, и полотенцем отходила кухонным… В общем, где-то с того момента Юлия и решила, что она и комнатная зелень несовместимы. Единственным признаваемым ею растением был салат в горшочке. Но обитал он в холодильнике…

В ходе большой уборки, когда казалось — до новоселья далеко еще, как до колонизации Марса, из квартиры пропала большая часть мебели. Юлия грустно вздыхала — сколько же денег потратили на вывоз этого крупногабаритного мусора!

Потом взялись за калькулятор, тетрадь и ручку — подсчитывали, во что обойдется ремонт. Естественно, своими силами! Потому что и так трат было море, например — рассчитывались за купленный новенький и самый первый семейный автомобиль…

- Ты чего такая грустная? - спросил как-то Борис.

Они с Юлией шли от остановки к большой своей квартире и несли на себе большие рулоны обоев, а также клей для них и еще кое-что по мелочи для ремонта… Ребенка оставили с мамой Юлии.

- Да просто… Устала немного, - честно призналась она.

- Ничего! Глаза боятся, а руки, как говорится, - попытался подбодрить ее муж. - Вот покончим с ремонтом и заживем!

Наконец, наступило время настоящего переезда. И это было очень странно, но оказалось, что в новой, такой просторной квартире, едва для всего хватило места! Возможно, думала Юлия, так вышло от того, что кое-что из старой мебели, принадлежащей еще Анастасии, все-таки решили оставить. А потом, чтобы все-таки ни о что ни запинаться, самое ненужное сложили в коробки и унесли на балкон и лоджию.

-2

Одну комнату выделили сыну и Юлия была просто в восторге — ведь у нее самой, пока росла, такой роскоши не было. А потом, буквально через полгода после новоселья, Бориса повысили на работе — до бригадира и теперь на заводе он, как шутливо говорил, был почти вторым человеком после самого высокого начальства! Юлия, выйдя из декрета, какое-то время проработала в прежней районной библиотеке, но потом уволилась — слишком уж далеко было добираться, тратя по часу туда и обратно! Но к счастью, почти сразу нашлось возле дома подходящее место — она стала заведующей в детской библиотеке. Муж шутил, что теперь, пожалуй, можно будет на книжки для сынишки не тратиться — жена подскажет, что почитать и бесплатно носить будет!

Время полетело, пошло своим чередом… Гриша пошел в детский сад, потом в школу… Точнее говоря, родители уже предвидели как он станет первоклассником. Но на тестировании перед зачислением в школу, точнее говоря — когда проходили, как положено, психолога, их огорошили, как ударили — сказали, что у их сына проблемы.

- Возможна легкая заторможенность развития… - сказала молоденькая психолог и отвела глаза.

- Вы в своем уме?! - вспыхнула Юлия. - Нормальный у нас ребенок!

- Это вы что, может, взятку хотите? - прищурился недобро Борис. - В каком это смысле у меня сын дурачок?!

- Я и не говорила, что Григорий дурачок, - девица, должно быть, вчера окончившая ВУЗ, нервно вертела в пальцах ручку. - И что за чушь про взятку?! Это, простите, ни в какие ворота… Просто видно, что с ним недостаточно занимались… У него очень поверхностные знания в плане…

- Так, разговор окончен! - хлопнул по столу ладонью Борис. - Я сейчас с вашим начальством поговорю! А вы… Диплом, наверное, за красивые глазки получили?!

- Да как вы… Да что вы себе позволяете? - девочка-психолог чуть не плакала.

Она пыталась объяснить, что просто хорошо бы, чтобы ребенок справился с программой, ему позаниматься с репетиторами… Кое-как ей удалось убедить супругов Белкиных в том, что она ни в коем случае, ни за что на свете на намекает на то, что их сыну места в коррекционной школе!

- А я знаю в чем проблема! - всплеснула руками Юлия. - Вы знаете, девушка, что вы так быстро тараторите, что вас и взрослый с трудом понимает? И вообще, дикция у вас, будто с кашей во рту говорите! И вообще, думаете, ребенку это просто все? Посадили в кабинет, вопросы задаете… А он маленький, он и так волнуется! Нет, знаете… Вы нам голову не дурите! Наш Гриша — умница! Он еще отличником станет, а вы — опозоритесь с такими взглядами, вот помяните мое слово!

Кто-то еще из ожидавших в коридоре робко заглянул в кабинет, но его выставили в три голоса и больше обстоятельному разговору никто не мешал…

Наконец, более менее договорились — молодая психолог извинилась за то, что неправильно выразила свое мнение и просто дала несколько мягких советов, мол, первое время с уроками мальчику помогать и не перегружать дополнительными занятиями во всяких кружках, а Борис — извинился перед ней и сказал, что в принципе, она, кажется, нормальный специалист… Юлия извинятся не стала.

- А стоило бы, - вздохнул Борис, когда уже вышли из кабинета и шли с Гришей и его бабулей домой. - Довела девчонку до слез…

- Если она такая ранимая, то нечего было в психологи идти! - хмуро усмехнулась Юлия. - Мам, ну, скажи ему!

- Я одно скажу, - бабушка Гриши серьезно посмотрела на супругов. - Вы — это муж и жена. Вот сами и разбирайтесь меж собой! А если кто третий вмешивается… Эх, так и до развода дойти можно! И вообще… День вон какой славный! Идемте в парк, есть мороженое?

- Ура! Мороженое! - подпрыгнул Гриша, который вообще мало-мало думал о том, что он скоро будет первоклассником и как и всегда — больше всего был сосредоточен на собственных потребностях — играх, лакомствах и всяческих развлечениях.

Первый класс Гриша все-таки закончил очень даже с хорошими оценками, хотя, психолог оказалась чуточку права — мальчик очень легко отвлекался на уроках и дома очень не любил учиться. Хотя, учителя, кстати, отзывались, что задатки, способности у него есть, только бы развить.

Постепенно в квартире сделали еще один ремонт — не на скорую руку, а уже солидный и даже добавив денег с кредита наличными, который взяли, как только рассчитались за машину. Юлия всей душой полюбила свой новый дом! Кухня тут была маленькая, но уютная и она оформила ее в песочно-красных тонах. В ванной выложили плитку с шикарным рисунком — резвящиеся в волнах дельфины и медузы. А в гостиной, то есть самой большой и смежной со спальней комнате, продолжал красоваться огромный шкаф — часть наследства от Анастасии. Время летело…

Когда Гриша заканчивал уже девятый класс, Юлия внезапно узнала, что муж ей изменяет! Вообще, самой измены по факту не случилось… Но у нее были доказательства того, что супруг распивает кофе вне работы с одной особой, формально — с подругой детства. Теоретически, Юлия верила в такую дружбу… Но очень уж Борис стал мечтательным в последнее время! Прикупил себе новых рубашек и даже парфюм сменил… В общем, все было плохо…

- Рассказывайте, что у вас?!

Юлия возникла рядом со столиком этой пары друзей так неожиданно, что Борис аж вздрогнул и опрокинул горячий кофе. Причем, не на себя, а на свою спутницу. Юлия мстительно усмехнулась и уперла руки в бока. Да! Она проявила чудеса в искусстве слежки, пока кралась за мужем, вышедшим с работы и вот, они принесли свои плоды!

- Как далеко у вас все зашло?! - вопросила Юлия так громко, что люди из-за соседних столиков начали коситься с большим любопытством.

Борис открывал и закрывал рот — он был шокирован, возмущен, оскорблен, пристыжен! Он хотел сказать, что его оскорбляет такое вот недоверие и он не будет объясняться принципиально! Но… Поднялась, уже успевшая стереть кофе с юбки, его подруга — Женя.

- Вы — жена Бори? Очень приятно познакомиться! - она широко, самым дружелюбным образом улыбнулась. - Боюсь, вы не то подумали… Мы просто друзья!

Юлия качнула головой и молча засопела, как бык, размышляющий над тем — прямо сейчас ринуться на красную тряпку или еще погодить… На Евгении, кстати, было именно красное платье.

- Присядьте с нами?

- Ну, - Юлия готова была к любому приему, но не такому… Да от этой Евгении просто так и светило! Она… Совсем не походила на ту, которая коварно мужа из семьи уводит…

Она согласилась присесть за столик с ними. И они поговорили… Евгения сказала, что да, она действительно совсем недавно вернулась в город, потому что развелась с мужем… А здесь, в этом городе, у нее есть жених, друг детства, только не Борис, а Федор! Она открыла сумочку и достала несколько фотографий — она и этот самый Федор, как пояснила — всегда носила их с собой… Юлия внимательно слушала рассказ.

- Значит, замуж выходите… Когда?

- Через месяц, - ответила Евгения. - Вообще, я как раз собиралась Борису это рассказать и пригласить его с женой на наш праздник. Но раз вы тоже тут… То могу лично пригласить!

Обратно домой из кафе уходили вместе — Юлия и Борис. Он был обиженным все еще, она — чувствовала себя виноватой, но не знала, как извиниться… Но ко дню, когда пошли гостями на свадьбу, помирились наконец-то, но не совсем еще… Осадочек остался.

А потом вдруг случилось большое и тревожное событие — Григорий объявил, что после девятого класса он все, в школу больше ни ногой!

- И что же ты делать будешь?! - возмутился отец. - Бомжевать?!

- Учится на автомеханика, - упрямо отстаивал свой выбор Гриша. - Я уже все узнал, можно так.

- А ты в курсе, что сперва родителей надо спрашивать?!

- Имею право!

- Все… Мне сейчас плохо будет… С сердцем… - отец тяжело осел на стул.

- Пап, у тебя печень больная, а не сердце, - вздохнул сын. - Не дави на жалость, ладно? Это не по мужски!

Естественно, на эту тему говорили еще не раз. Привлекали ближних и более дальних родственников! Кто-то был за Григория, кто-то — на стороне его родителей… Но в итоге все-таки Григорий Белкин поступил так, как решил.

Эта весна казалась Юлии безнадежно испорченной… Во-первых, подвел сын. А она так мечтала увидеть его студентом ВУЗа, лучше всего — будущим юристом! Во-вторых, после того случая муж совсем скис и как будто отделился…

Поэтому, когда Борис сказал, что ему надо ненадолго съездить к родне в деревню — у них там дом строится, а он, как человек, понимающий, обещался помочь, она только рукой махнула — езжай, мол, хоть отдохну от тебя!

В квартире теперь стало совсем свободно и действительно чувствовалось одиночество — потому что сын если не в училище своем пропадал, то в каком-то автосервисе, где, как говорил, набирался практического опыта и зарабатывал, чтобы денег у родителей не просить…

Юлия решила затеять большую, генеральную уборку… Четыре дня по всей квартире порхала, вся спина болела! Потом на лоджии все прибрала… Половину обнаруженного — выкинула на помойку, потому что старый хлам! А потом добралась и до балкона…

Юлия задумчиво вертела в руках цветочный горшок. Добротная вещь — керамика нежно-лавандового оттенка и еще куча тары под растения… Значит, тогда все-таки они решили это не выбрасывать почему-то… И столько лет это тут без дела провалялось! Так может — сейчас на помойку? Но тут Юлия вдруг задумчиво окинула взглядом балкон…

А ведь он все эти годы сам как помойка почти стал и чего тут только не хранили! Старая мелкая бытовая техника, остатки обоев, которые уже не нужны, еще какие-то коробки… Вдруг всплыло то давнее, детское еще воспоминание — цветник бабушки Анастасии! Городская жизнь… Она могла бы быть совсем другой, если бы здесь была зелень, цветы… Юлия покачала головой — и почему столько лет, десятилетий она как-то не думала об этом? Она занесла цветочные горшки в квартиру, все вымыла, отчистила. Потом, в этот же день, отправилась в магазин, к счастью, он был тут же, рядом… Пришлось потратиться — на землю, семена, удобрения, всякий инвентарь, а еще кое-что в виде рассады прикупила!

Все следующие дни Юлия проводила на балконы и словно сама Вселенная ей улыбалась — погода стояла замечательная, щебетали за окном птицы… Оказалось, что старые, тоже бабушки Анастасии принадлежавшие стеллажи они тоже не разрушили и теперь на них вновь оказались горшки, те, что стояли совсем высоко — Юлия надежно закрепила. Отступив назад, она, наконец оглядела свое творение… Легко вообразить, какая тут скоро будет красотища!

- Ну, мам, это хорошо, что у тебя есть хобби, - сказал вернувшийся к ужину сын. - Теперь буду знать, что тебе дарить на праздники!

А вот муж, когда вернулся домой, энтузиазма супруги не разделил и даже поворчал — мол, раньше все нормально стояло, было где ненужные вещи хранить…

- Зачем ненужные вещи хранить? - спросила его Юлия.

- Ну, мало ли, может, еще пригодятся, - пожал плечами Борис и скрылся за газетой — видимо, до сих пор обижался, не мог забыть тот случай!

Впрочем, Юлия решила в нем это чувство обиды своими бесконечными извинения более не поддерживать — теперь ей было куда направить свою энергию.

Вообще, сперва мало что давалось — многое из цветов всходило неохотно и чахло… Но сколько же было восторга от каждого зацветшего растения! На зиму, кстати, множество горшков перекочевало на лоджию, где было значительно теплее, а что-то — в комнаты…

Это было как-то странно даже, но теперь квартира виделась Юлии другой. Да, они тут много лет уже прожили… И все-таки она изменилась… Сюда как будто вернулся особый, уникальный уют…

Сын через пару лет окончил свое учебу и устроился уже на полноценную работу. Муж наконец-то, кажется, перестал обижаться… А Юлия теперь почти все свободное время проводила с цветами. И уже на следующий год от начала садово-балконных работ там появилась пара кресел и столик… Не та, старая мебель, а новая.

- Ты довольна? - однажды спросил муж, выглянув на балкон, что вообще-то для него было редкостью.

- Все у меня хорошо, - ответила Юля, отставляя лейку — она закончила вечерний полив и теперь собиралась выпить тут чашечку кофе.

- Красиво получилось…

- Спасибо.

- Может… - муж отвел глаза. - Помиримся наконец?

- Можно и помириться… Только я давно тебя простила за то, что ты дулся так долго! Так что, да… Значит, снова живем совсем счастливой семьей?

- Да, - он кивнул. - Расскажешь, что у тебя тут растет? А то я в цветах вообще не разбираюсь…

Юлия кивнула — если о чем она и могла говорить бесконечно, так это о своем цветочном царстве, в которое теперь, похоже появился шанс заманить и мужа… И Юлия не собиралась этот шанс упускать!

Автор: Анна