Найти тему

Мой мозг не хочет работать или все-таки лень?

Через три месяца у Алины ОГЭ. Я прекрасно понимаю, что без моей помощи она не сдаст. Но заставить себя сесть с ней за уроки, тоже не могу. Школа у меня вызывает четкое отторжение, вплоть до внутренней тошноты. Чем это вызвано я не понимаю. Раньше такое я никогда не испытывала.

Сажусь с Алиной за уроки и мой мозг отключается. Вот прям так взял и выключился. Чтобы решить задачку по математике мне приходится очень напрягаться. Прям заставлять себя думать! Что это переучилась? Или такая лень?

Стала искать информацию, что мне делать. Обратилась за помощью к всё знающему интернету. Прочитала, что лень — это нормально. А мозг надо просто перезагрузить.

Вместимость нашего мозга эквивалентна 2,5 млн Гб (приблизительно, есть другие данные) цифровой информации. Это примерно 3 миллиона часов сериала. Даже во время отдыха мозг обрабатывает количество информации, равной примерно 100 тыс. слов.

Оказывается, стопорение мозга, в настоящее время, довольно частое явление. Как это происходит?

Обычно нам хочется подойти к любому делу творчески — придумать что-то новое, классное и важное, но вдруг в голове возникает ступор: мозг отказывается что-либо придумывать и оставляет нас наедине с банальными решениями или совсем без них. В этот момент мозг, будто компьютер, сталкивается с «перегрузкой». Острота ума снижается, тяжело вспомнить с ходу нужные слова и знания, они просто выветриваются.

Бывает просто плохое состояние для умственной работы. В этот момент важно это понять и переключиться на другую работу, а к этой вернуться позже.

Техническая тренировка навыков, как принято в музыке и спорте, не подходит для умственной работы. Есть риск загнать себя в регулярные переживания, и настает момент, когда мозг будет отторгать новые задачи. Вероятнее всего со мной так и произошло. Хотя, все что касается не уроков, а нормально соображаю и осваиваю.

На уровень интеллекта влияют два фактора:

1.Гены. Чем старше мы становимся, тем сильнее влияет генетическая расположенность.
2.Среда. Важно создавать условия жизни, которые помогут нашим задатками и позволят их развивать.

Если человеку повезло с генами? Что не надо учиться? Везение с генами — это как скрипка Страдивари, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на ней все равно нужно учиться.

Мы зависим от нашего мозга на все 100%. Да, мы смотрим на мир «своими глазами», что-то слышим, что-то ощущаем, но то, как мы понимаем это все, зависит только от нашего мозга.

Когда я была ребенком и учила стихи в школе. Моя бабушка всегда говорила, вечером перед сном нужно поучить, а на ночь книжку положить под подушку. Утром проснувшись, повторить. Потом идти в школу. В то время выучить и заснуть, было догадкой, сейчас это научный факт! Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, а происходит это только во время сна.

Хороший мозг постоянно учится. В прямом смысле. Известен факт, что 89 летняя женщина стала жаловаться на память, ей посоветовали заняться изучением древнегреческого. Она занялась, и проблемы с памятью пропала! Может мне что ни будь поучить?

Сахар и кофеин помогают мгновенно заставить мозг работать и мыслить креативно. Этот способ эффективен, если вам срочно нужно предложить идею. Но постоянно использовать эти средства для запуска мозговой активности не стоит — сахар и кофеин вызывают привыкание, и каждый раз вам будет нужно получать все большие дозы такой стимуляции.

Оказывается, лень — это нормальная реакция нашей психики на задачи, которые кажутся бессмысленными. Вот оно оказывается, что! Не нужно себя ругать за лень! Нужно воспринимать такие периоды как возможность отсечь ненужное! Есть целых два варианта взаимодействия с ленью:

1. Разобраться, почему именно мы не хотим делать это задание? Возможно, он действительно не имеет смысла? Тогда попробуйте вообще от него избавиться. (Все верно, зачем мне ОГЭ?)

2. Принять лень! И воспринимать ее как возможность отдохнуть от когнитивного контроля! Состояние блуждания ума и появление сторонних мыслей активируют сеть работы мозга. В такие моменты мы становимся более творческими. (Вот, вот- я буду делать, что угодно. Только не уроки с Алиной.)

За концентрацию в организме человека отвечает гормон кортизол. Пик его активности — с 8:30 до 10:30 утра, поэтому лучше всего сложные задачи решать в это время. (У каждого человека свои циклы). Мой «золотой час» с утра. Попробую завтра с утра сесть с Алиной за учебники. Может получится?
А как заставить Алину учиться? Почему она не хочет и плохо усваивает материал?
Оказывается мы неправильно пользуемся своим мозгом и поэтому попадаем в его ловушки. Так почему мозг не хочет учиться?

Оказывается, трудности при изучении нового материала у большинства людей возникают из-за неправильного использования мозга. Это как с топором: бревно можно расколоть обухом, но гораздо эффективнее рубить острием.
Что у нас в голове? Звездное небо! Звезды на нем – нервные клетки или нейроны. Чтобы решить конкретную задачу, нервные клетки должны связаться друг с другом или образовать нейронные связи.
Нейронные связи нужны для решения любой задачи. Оказывается, что наш мозг работает в двух режимах:

1. сосредоточенный,

2. расслабленный или рассеянный.

Оба режима очень важны для успешного обучения или работы. Ими нужно уметь пользоваться.

Сосредоточенный режим - это когда мы решаем сложные задачи. Пытаемся понять что-то новое, занимаемся неизвестной нам деятельностью. Например, если вы никогда не пользовались китайскими палочками и осваиваете этот инструмент, мозг работает в сосредоточенном режиме.
Чтобы включить сфокусированный режим, попробуем съесть суп китайскими палочками.
Когда человек делает что-то привычное, например: берет в руки ложку, едет на велосипеде.. мозг использует существующие нейронные связи. Нервные клетки связываются друг с другом по привычным схемам. Поэтому мы едим суп или крутим педали велосипеда не задумываясь. Мозг работает в расслабленном режиме.

Если человек делает что-то новое, мозг вынужден создавать новые нейронные связи. Нервные импульсы прокладывают новые пути на звездной карте мозга. Но перед образованием новых нейронных связей мозг вынужден попробовать огромное количество вариантов.

Когда мы изучаем новое, мозг работает в сфокусированном режиме. Этот режим очень энергозатратен, поэтому мозг не может долго его поддерживать. Усталость, сонливость.. – защитные реакции или ловушки мозга. Он хочет назад в расслабленный режим, поэтому напоминает нам о соцсетях, чае, конфетках.

Еще нужно учитывать, что мозг «созревает» по частям. Лобные доли, к примеру, до 21—23 лет! Особенно это имеет значение в детстве, там разброс до 2 лет (!!!, а я переживала, что Алина отстает в среднем на 2 года!), и если ребенок еще не готов «сидеть прямо и смотреть на доску», то он действительно еще не готов. Важный момент: ускорять развитие детей НЕЛЬЗЯ, это губительно.
А мы своих детей пытаемся засунуть в классы с их биологическим возрастом. А они просто не готовы! Поэтому такие проблемы. Я и сама это понимаю. Вот училась бы Алина на два класса младше (хотя бы на класс!), часть проблем отпала бы сама собой. Это и учеба, и общение внутри класса. Все эти сложности привели к нежеланию Алины учиться и ходить в школу. Тяжело сидеть в классе, где тебя игнорируют.

Еще интересная информация, что мозг женщин и мужчин отличается (я это знала). Женский эффективнее из-за большего количества серого вещества! Это связано с эволюцией время, пока мужчины бегали за мамонтами, женщинам приходилось прокручивать в голове более сложные схемы, плюс переживать за детей, за лагерь и многое другое.

Что со всем этим делать? Изучаем дальше.

2 часть