Найти тему

Женщинам вход воспрещен: о суровых табу Байкала

Оглавление

8 марта принято считать днем солидарности женщин в борьбе за равные права. Однако раньше у девушек было много ограничений, особенно в древней культуре коренного населения Байкала. С одной стороны, в семье женщина пользовалась уважением, свободой и почетом. С другой стороны, она была связана ограничениями, которые зависели не от знатности происхождения или богатства, а от возраста.

© Иллюстрация: Первый Байкальский
© Иллюстрация: Первый Байкальский

Коренные жители побережья Байкала и острова Ольхон –буряты – с древности поклонялись явлениям природы, обожествляя горы, долины, пещеры, леса… Современная уникальная особенность бытия бурят как раз и состоит в том, что они свято придерживаются традиций и обычаев предков. Они приезжают в сакральные места поклониться высшим силам, соблюдая при этом правила поведения, в том числе связанные с участием в этих таинствах женщин.

Счастье женщины – в возрасте

Место женщины в традиционной бытовой культуре коренного населения Байкала было неоднозначным. С одной стороны, женщина с древности пользовалась в семье и уважением, и свободой, и почетом. Неуважительное отношение к женщине считалось большим грехом. С другой стороны, для разных представительниц женского пола действовали разные ограничения. Зависели они не от знатности происхождения, богатства или положения мужа – а от возраста женщины. В традиционном мировосприятии бурят женщина, достигшая физической зрелости и способная рожать детей, в силу своих физиологических особенностей считалась «нечистой».

Комплекс запретов для женщин во многом предопределялся спецификой шаманских верований.

Женщины не могли:
🚫 трогать костюм и атрибуты шамана, касаться шаманских божеств, кузнечных инструментов;
🚫 подходить к месту удара молнии, к кузнице, к шаманским захоронениям;
🚫 находиться на церемонии посвящения в шаманы и шаманских похоронах, обрядах, в том числе и тайлаганах (молебствие, совершаемое шаманом с целью просить у богов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях и т.п.).

САМОЙ ПОЗИТИВНОЙ БЫЛА РОЛЬ, КОТОРУЮ ШАМАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ОТВОДИЛИ ПОЖИЛЫМ ЖЕНЩИНАМ.
-2

У бурят существовала крайне красноречивая поговорка: «Бескормица от года зависит, счастье женщины – от возраста». Именно пожилые женщины являлись хранительницами традиций, исполняли многие обряды жизненного цикла: например, связанные с появлением на свет младенца, с очищением и введением роженицы в семью мужа. Только женщины, достигшие возрастной, а значит, и ритуальной чистоты, могли делать различные предметы религиозного характера. Например, шнур из конского волоса, служащий для отпугивания злых духов при рождении ребенка и заболеваниях детей. Шили они и специальные кожаные мешки для праха шамана, посещали тайлаган.

Ритуально «чистыми» в силу своего возраста считались у бурят и маленькие девочки, которым также дозволяли посещать часть религиозных обрядов и праздников, в том числе мужской праздник стрельбы, проводимый раз в год.

Из поколения в поколение передавалась убежденность, что нарушение запретов будет жестоко наказано духами, насылающими за своеволие несчастье, болезни и даже смерть. Особенно бескомпромиссны были правила относительно сакральных территорий Байкала.

Скала Шаманка

Одним из таких «неприкосновенных» мест является беломраморная скала Шаманка, расположенная на Ольхоне. Именно здесь, по легенде, находится дворец духа-хозяина острова (Хан-Хото Бабая). В скале – сквозная пещера, особо почитаемая бурятами. Это точка слияния шаманизма и ламаизма (тибетского буддизма), именно в пещере проходили шаманские церемонии, а позже размещался алтарь Будды. Распространение буддизма изменило и название скалы, которую стали называть Бурхан-мыс.

-3

И если даже для мужчин здесь действовал ряд ограничений – не рекомендовалось проходить сквозь пещеру, проезжать мимо нее на колесах или скакать верхом, не обвязав копыта лошади, так как можно побеспокоить хозяина Ольхона, – то можно представить, что ожидало женщин.

ИМ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ПОДХОДИТЬ К ПЕЩЕРЕ БЛИЖЕ ЧЕМ НА 2000 МЕТРОВ И ДАЖЕ ПРОПЛЫВАТЬ МИМО НЕЕ НА ЛОДКЕ.

Этому, конечно, есть свои объяснения. Одно из самых старых связано все с пресловутой «нечистотой женщины», якобы оскверняющей своим приближением священное место. Другое поверье гласит, что приближение к пещере (и ее посещение) может отрицательно сказаться на деторождении.

Наконец, считалось, что сакральное место обладает такой мощной энергетикой, что более слабая психика женщины может не выдержать подобной энергетической встряски. Поэтому категорическим табу было присутствие в пещере ребенка, эмоциональный фон которого мог разрушиться от сильнейшего воздействия духов.

Мыс Рытый

Еще одно запретное для женщин место – мыс Рытный (Рытый) на северо-западном берегу озера. Местные жители называют его Хыр-Хушун («гневный, сердитый»), а пологую падь мыса считают проклятым краем.

Байкало-Ленский заповедник. Фото С. Шабурова
Байкало-Ленский заповедник. Фото С. Шабурова

Эта часть побережья Байкала – одно из древнейших шаманских мест. По преданию, в верховье пади живут ее злые «хозяева», братья-холостяки Аэрэ и Алмэ, способные устраивать на Байкале страшные штормы и бури. Небывалый страх наводили эти ужасные духи именно на женщин, которые не должны были ступать в эти места, а двигаться мимо – только на лодке. Запретной границей для женщин являлись реки Хейрем и Анютха (Анютка).

НАЗВАНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ПРОИЗОШЛО ОТ БУРЯТСКОГО «АНЮРХЛА» – ЧТО ЗНАЧИТ «МОРГНУТЬ» ИЛИ «ЗАКРЫТЬ ЖЕНЩИНЕ ГЛАЗА» ПЕРЕД СВЯТЫМ МЕСТОМ.

Интересно, что после посещения этого места мужчины должны оставить там стельки из обуви.