203,4K подписчиков

Как пережить потерю близкого человека? Объясняет священник

9,1K прочитали

Как преодолеть скорбь, если умирают наши близкие, рассказал священнослужитель, богослов и педагог Константин Корепанов.

Константин Корепанов — иерей, богослов, преподаватель, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии.
Константин Корепанов — иерей, богослов, преподаватель, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии.

Константин Корепанов, иерей:

Одно дело переживать смерть близкого человека, который был во Христе, то есть умер, соединившись со Христом... И, тем не менее, я всё равно по нему плачу. Я всё равно страдаю. Мне всё равно не хватает этого человека. Но это — моя проблема, а не его. Я могу себя уврачевать, хотя боль всё равно останется. Потому что мне не хватает этого человека.

Но это то, что человек должен преодолеть. И единственный утешитель здесь — это Бог, которому я могу сказать: «Ты взял самое дорогое, что у меня было — утешь меня. Замени мне хоть отчасти этого человека. Будь со мной. Поддержи меня. Я готов подставить Тебе своё сердце. Мне тяжело. Помоги мне».

Эти каждодневные просьбы человека, несомненно, приведут к тому, что Христос будет утешителем, помощником его. И с каждым годом он всё больше и больше будет надеяться на встречу в будущем веке с тем, кого он любит.

Но такое развитие внутренних событий возможно в человеке только в том случае, если его близкий умер во Христе. Будет трудно, но можно найти утешение.

Гораздо сложнее пережить смерть близкого, который не умер во Христе. По каким-то причинам у него не получилось быть со Христом. И здесь есть только один выход из ситуации — тот опыт, который нам явила святая блаженная Ксения Петербургская. Неожиданно потеряв своего мужа, она всю свою жизнь посвятила тому, чтобы молиться за него.

У нас на приходе был такой случай. У одной женщины повесился сын. Он был единственным сыном своей матери. Мальчик был отличником, учился в одной из лучших школ города, и был хорошим человеком.

Эта женщина никогда не ходила в храм. И вот случилась эта трагедия. И она понимала, что в этот страшный момент церковь не может дать ей никакого утешения. Потому что самоубийц не отпевают. Даже некрещённому можно найти хоть какую-то надежду, а самоубийце какую?

У женщины случилось огромное горе. И она начала ходить в храм. Она молилась, ходила на работу, потом опять молилась. Она молилась приблизительно по десять часов в сутки. Приходила с работы, брала Псалтирь и читала, пока не падала, засыпала прямо на полу. Просыпалась, снова читала, вытирала слезы и шла на работу. Читала канон за умерших, читала Псалтирь… И так каждый день. И постоянно — слёзы, слёзы, слёзы...

Когда в храме была служба, она шла в храм и стояла мрачная, высохшая, чёрная. Но ей некуда было деваться. Она понимала. Вернее, ей открылось самое главное: единственное, от кого зависит судьба её сына — это Бог. Ни от церкви, ни от батюшки, ни от кого…

Большинство людей идут в храм, платят деньги, чтобы человека отпели... А потом успокаиваются, и живут нормальной жизнью дальше... А она поняла, что через чёрный ход такие вещи не решаются. Всё зависит от Бога. Только Бог может сделать что-то или не сделать ничего.

Она стала молиться. И она непрестанно молилась пять лет. И через пять лет однажды на Пасху она впервые надела белый платочек и в первый раз улыбнулась. Когда священник это увидел, то сказал: «Давай мы вместе помолимся за твоего сына». И они стали молиться.

Ещё пять лет она молилась, научившись улыбаться. Она ездила по святым местам, молилась у многих святых икон, святых мощей... Её жизнь и её молитва — это было нечто невероятное.

Прошло ещё пять лет, и вот сейчас это самый радостный человек из всех, кого я знаю. Боль осталась. Но пришла радость, потому что всё, кроме небольшого места, оставленного в сердце, заполнил Христос.

Она не знает, какова участь её сына. Но она знает одно — Христос любит её сына неизмеримо больше, чем любит его она. И если можно сделать что-нибудь для сына, Он несомненно сделает. И она непоколебимо в это верит. И не просто верит, она живёт этой любовью Христа и знает, что есть надежда. Потому что тот мальчик, не знающий Христа, любил свою мать, а мать теперь наполнена Христом. И, значит, Христос может проникнуть сквозь ту стену, которую выстроил тот человек между собой и Богом.

Мать живёт верой и надеждой, а вера не постыжает, и надежда не постыжает. Потому что любовь Божья излила её сердце Духом Святым. Этим же путём прошла и Ксения Блаженная...

Если наш близкий ушёл в страшном состоянии, то тогда надо всем своим сердцем пойти ко Христу, хватаясь за Его ризу и взывая к Нему, и стуча в дверь Его милосердия. И оно, несомненно, явится.

Ещё статья: Молитва матери может сотворить чудо... Как? Объясняет профессор Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение