Оксана не верила что это с ними происходит... Больше всего на свете ей хотелось чтобы происходящее оказалось просто кошмарным сном. Но нет, эта была явь.. Ее жених Савелий отправлялся на фрoнт. Добровольно, без всяких повесток. И это при том, что у него была бронь как у преподавателя районной школы.
Он учил детей немецкому языку, а сам свободно владел английским и французским, благодаря своей бабушке, которая была не из "простых". Она дала ему безупречное воспитание и образование. Благодаря своей ныне покойной бабушке Таисии Семеновне, он стал уважаемым педагогом в свои 25 неполных лет. Его ставили в пример, на него равнялись. Будучи любимым среди учеников, и комсомольцем, он ни разу не слышал чтобы кто-то упрекал его в том, что его семья из "буржуев", все знали - он советский человек, он свой...
Патриот своей страны, он не стал отсиживаться в стороне когда принесли страшную весть, несмотря на то, что у него была невеста и свадьба на носу.
- Оксаночка, я и помыслить не могу чтобы в то время, когда я играл свадьбу, мой друг Прохор бегал под пулями. Нет, это неправильно, я должен там быть. А вот как вернусь с победой, так мы такую свадьбу закатим - вся школа будет на ней гулять.
Оксана, молодая учительница математики, только закончившая педагогический институт, кивала, не в силах от рыданий произнести хоть слово.
-Не плачь! Я вернусь, вот увидишь, я обещаю тебе.
И вот прощальный гудок паровоза и Оксана, прижимавшая платок к лицу, шептала лишь одно как мантру:
-Только вернись, миленький мой, родненький...
Недели сменились месяцами, а месяца сложились в годы, но долгожданная победа казалось, так далека. И Оксана писала ему письма, жаркие и полные любви. И он писал такие же, обещая что пронесет свою любовь через годы и расстояния, но обязательно вернется к ней.
А однажды письма перестали приходить. Она написала три послания прежде чем ей пришел ответ от одного из сослуживцев Савелия. Он писал, что тот без вести пропал жарким летним днем под Курском...
И жизнь Оксаны превратилась в кошмар. Она похудела, осунулась, была как тряпичная кукла - без эмоций. Все ее мысли были только о Савелии. Мать Оксаны боялась за свою дочь и начала водить ее по врачам.
Ей помогла работа. Она стала заниматься с учениками вне уроков, подтягивая отстающих по своему предмету. И это помогло...
***
За Оксаной пытался ухаживать учитель физики, но она отвергала его ухаживания ведь Савелий мог быть жив. Она не представляла себе другого на его месте.
Однажды мать стала уговаривать Оксану переехать.
- Поедем в Демидово, будем там жить, и школа там есть, и сестра моя там живет Любаша. Помнишь, мы приезжали туда когда ты маленькой была? Там хорошо, деревня, чистый воздух...
- Мама, о чем ты говоришь? - Оксана была рассержена на мать за такие слова. Не они ли ранее говорила с каким трудом уезжала из деревни в молодые годы? - Добровольно уехать в деревню, променяв на нее одну из лучших школ района?
- А что, и там люди живут. - Пожала мать плечами. - Вот как бы батя твой не помер, я бы и осталась с ним жить в Демидово. А после того как его не стало, все напоминало о нем, вот и уехала. Но тебе там понравится...
После нескольких дней уговоров Оксана вывела мать на чистую воду.
- Скажи, что за блажь в голову пришла? В чем дело, мама? Говори правду, я ведь чувствую - что-то не так.
- Все так, дочка.
- Мама! Если ты не скажешь правду, то я даже слушать о переезде ничего не стану.
Алена Игнатовна поникла и тихо прошептала:
-В плену твой Савка.. В плену...
- Что? - Оксана чуть не упала без чувств, но вовремя взяла себя в руки.
- Прохор, дружок его, вернулся комиссованный. Он и сказал что под Курском немцы угнали его. Он сам видел, но поделать ничего не мог.
- Почему я ничего об этом не знаю?
-Не хотел он говорить тебе. Как об этом скажешь?
- Но почему ты решила уехать, мама? Он вернется, вот увидишь, его освободят.
- Дурочка ты... С моей работы Владимир оказался в такой же ситуации. Он смог сбежать, примкнул к своим, а его под трибунал за дезертирство. Думаешь, Савку пожалеют?
- Мама, ты меня прости, но ты говоришь глупость. Не могут просто так ни за что человека к суду привлечь. Только за дело. А Савка ни в чем не виноват. Он не виноват, слышишь? - Оксана выкрикнула и заплакала. - Я тем более теперь никуда не поеду, я дождусь его!
- А если его уже нет в живых? Подумай об этом, Оксанка. Мало кто у немцев выживает. Поедем в деревню, сменишь обстановку и боль притупится...
- А я буду верить что он вернется. И никуда не уеду!
Алена Игнатовна переживала что Оксанку - как невесту Савелия могут тоже затаскать, но ее успокоили знакомые: ее дочь не жена и ее это никак не коснется.
Слезы Оксаны не высыхали, но она и подумать не могла о том, что его нет. Он вернется, он ей обещал...
***
Савелий попал в окружение и был пленен, затем перевезен в Германию и отправлен на химзавод. Но там, услышав как он говорит на чистом немецком языке, отправили молодого и крепкого мужчину в один из богатых домов в качестве работника. Новый хозяин Савелия, узнав, что у него в работниках преподаватель, взял его учителем для своего сына.
Савелий не жаловался на свою участь, ему повезло больше чем остальным. Но в душе ненавидел тех, на кого был вынужден работать. Он мечтал вернуться домой, к невесте. А ему было запрещено даже покидать территорию участка... И он даже не знал о ходе вoйны, при нем это не обсуждалось...
Однажды в городок под Берлином въехала колонна машин и местный люд разбежался в страхе. Одна из машин остановилась у дома Йоста, у которого он числился арбайтером и один из солдат, спешившись, спросил:
-Кто такой?
Услышав английскую речь, Савелий показал на нашивку на груди и произнес на родном языке солдата:
-Работник, из Советского Союза. Плененный в 1943 году под Курском.
- Садитесь в машину.
- Но я не имею права. Кто вы, вообще такие? Если я уеду с вами, то меня накажут, а еще того хуже жизни лишат.
- Мы союзники. Меня зовут Джон. Ваш плен окончен, я привезу вас к вашим и вы отправитесь домой.
Ликование в душе придало ему сил, сев в машину, Савелий расплакался как ребенок.
Остановившись на площади, Джон повернулся к Савелию и произнес:
-Откуда вы так хорошо владеете нашим языком?
- Помимо немецкого и английского, я говорю и на французском. Я учитель иностранного языка.
- Послушайте, Савелий... Я могу помочь вам добыть новые документы и вывезти в Штаты. Мой отец директор гимназии и ему нужен хороший преподаватель. А вы, по всей видимости, им и являетесь, раз вы еще живы и не работали на благо рейха где-то на заводах и концлагерях.
- Спасибо, но я вынужден отказаться. Я на Родину хочу, меня там невеста ждет. Я хочу вдохнуть воздух моей родной страны. Если вы любите свою страну, вы должны меня понять.
- Но что вас ждет в России?
- Я вам сказал уже, что меня ждет. Спасибо, и прощайте.
Савелий вышел из машины и направился к зданию, где уже развевался флаг Советского Союза. Такой родной и любимый стяг...
***
- Значит, вы два года работали на немцев.
- Я был вынужден. Не по своей воле я сюда попал, - утирая кровь с лица, оправдывался Савелий.
Вот уже три часа как из него пытаются добиться признательных показаний. Он говорил правду, но почему-то эта правда не нравилась майору Григорьеву.
- Все вы так говорите. Но ничего, сейчас я отправлю тебя к Зимину, вот ему и расскажешь.
...Савелий прошел все круги ада, но ни разу не пожалел о своем решении. Они разберутся и отправят его домой. Мысли об Оксане и о любимых учениках помогли ему выжить. Но не знал Савелий о том, что допросы в комендатуре ему еще цветочками покажутся...
Продолжение
25