Когда в России случилась революция 1917 года, то Церковь стала изгоем. Священников отправляли в места не столь отдаленные, а храмы разрушали. Была объявлена настоящая война служителям православия.
Но, пришел враг, который собирался не только спасти мир от большевиков, а уничтожить русский мир, включающий в себя множество национальностей. Встал вопрос самого существования людей, проживающих на территории СССР.
И здесь советская власть начала изыскивать любые пути борьбы с врагом. В частности, вспомнили о Церкви.
Знаковая встреча в Кремле
В ночь на 5 сентября 1943 г. в Кремль вызвали 3 митрополитов, одним из которых был Сергий. Власть не просто нуждались в Церкви для поднятия духа патриотизма, она боялась.
На территориях, занятых врагом, повсеместно открывали монастыри и храмы, а также церковные школы. И это могло сподвигнуть людей стать на сторону завоевателей.
Еще один важный момент – мнение Запада. Мы нуждались в открытии второго фронта. Страна из последних сил сдерживали наступление дивизий противника. Но на Западе было много скептиков по отношению к СССР. В частности, их не устраивало отсутствие свободы совести в нашей стране. Это могло стать препятствием в скором открытии второго фронта.
В общем, Сталин вызвал митрополитов в Кремль и поинтересовался:
— Какие у вас есть проблемы? Мы все решим!
Митрополиты «растаяли» от такого обращения, и Сергий пошел с козырей:
— Стране нужен патриарх! Разрешите провести Архиерейский собор! –-— с некоторой мольбой в голосе проговорил митрополит, который на этом не остановился.
— Еще нужно разрешение на открытие новых церквей и постройку свечных заводиков. К тому же нам нужен ежемесячный церковный журнал. Также хотелось бы послабление налогового давления на священнослужителей. И церковь не может существовать без денег, — заявил в конце разговора митрополит Сергий.
— Разрешите брать деньги с прихожан!
Сталин выслушал все запросы священнослужителей и сказал:
— Хорошо! Вы получите соответствующие разрешения по всем пунктам.
С этого момента началось слабое возрождение Церкви в СССР, которая включилась в борьбу с захватчиками в части умов прихожан. Священнослужители и до этого призывали людей сражаться с врагом, не щадя живота своего, а тут их патриотизм взлетел на новую высоту.
Танки для фронта
Еще 30 декабря 1942 г. Сергий призвал священников и прихожан пожертвовать на создание танковой колонны под именем «Дмитрий Донской».
Сталин дал разрешение на открытие специального счета, куда должны были поступать деньги от верующих.
Танки начали строить на Нижнетагильском заводе, но их достаточно громкая передача в Красную Армию стала возможной только после описанной выше встрече в Кремле.
Прошло полгода. Наступило 7 марта 1944 г.
Праздничное мероприятие было организовано у деревни Горелки (рядом с Тулой). Туда приехал митрополит Крутицкий, чтобы выступить перед красноармейцами, что уже стало нонсенсом по тем времена. Еще не так давно такое трудно было представить.
— Вперед, братья-воины! – призывал с трибуны митрополит. — Пусть имя Дмитрия Донского поможет освободить вам русскую землю.
В итоге Красной Армии были переданы 40 танков, построенных на пожертвования (удалось собрать 8 млн руб. без учета золотых изделий):
- Т-34-85 – 19 единиц;
- огнеметные танки – 21 единица.
Что было потом
Мы победили! А церковь? Гонения на нее вспыхнули с новой силой, особенно во времена Хрущева. Чего только стоила его антирелигиозная кампания, начавшаяся в 1958 г.:
- снос культовых зданий;
- уголовное преследование посещающих церкви;
- увеличение налогового бремени на Церковь и т. д.