Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Последние 8-9 лет наше государство стремительно берёт курс на импортозамещение, поскольку российская экономика с 2014 года постоянно находится под санкциями, которые с каждым годом становятся всё обширнее. Многие чиновники и политики видят в этом небольшую пользу, так как санкции должны дать толчок для развития собственного производства ранее импортируемых товаров. Одними из таких товаров являются всеми любимые гаджеты: смартфоны, умные часы, умные колонки и прочее. Наверняка многие из Вас задавались вопросом — почему в России и во всех странах бывшего СССР не делают высокотехнологичные продукты? Нет своих смартфонов, компьютеров и даже просто процессоров. Свои процессоры в России всё же есть: нашумевшие в СМИ “Эльбрус” и “Байкал”, но вот по производительности они значительно уступают процессорам Intel, причем выпускались до середины 2022 года в Тайване. Давайте разберемся в чем может быть причина!
Высокие риски
Организация производства смартфонов и прочих гаджетов с нуля — это долгий, дорогостоящий и рискованный процесс с точки зрения финансовых вложений. Сроки окупаемости будут очень большими. И это даже без учета конкурентов, уже успевших закрепиться на рынке. Чтобы успешно конкурировать с ними, нужно не только выпустить качественный продукт, но и правильно продвигать его, а рекламные бюджеты сейчас не намного меньше расходов на разработку. Рынок электроники - высококонкурентный рынок. На нём представлены десятки и сотни компаний. Сейчас в 2023 году, учитывая тенденции параллельного импорта, все чаще маркетплейсы и оффлайн-торговые сети предлагают товары из-за рубежа, ранее не встречавшихся на нашем рынке. Встроиться в рынок со столь высокой конкуренцией практически с нуля нереально, как нереально и "вернуть всё вспять", то есть закрыть внутренний рынок от импортной продукции. Потому что такое закрытие наш российский рынок просто обрушит.
Патенты и конкуренция
Все разработанные технологии ведущие производители оформляют патентами, в результате чего другим компаниям запрещено использовать эти технологии без согласия правообладателя. А если и позволяют, то ставят бизнес в зависимость от других государств. Ярким тому примером являются российские процессоры “Эльбрус” и “Байкал”, производство которых в 2022 году оказалось под большой угрозой. Производители в Тайвани, где раньше производились процессоры, отказались сотрудничать с Россией из-за санкций, в результате чего производство перенесено в Зеленоград.
Отсутствие капитала и желания у отечественных производителей
Открыть высокотехнологичный бизнес невозможно без больших финансовых вложений. Причем, в отличие от производства, к примеру строительных материалов, успех в высокотехнологичном бизнесе зависит не от качества оборудования, а от людей. Они должны обладать хорошим техническим образованием, а желательно, еще и опытом. Привлечь таких специалистов из крупных компаний дорого и сложно. С одной стороны, денег в России достаточно, но они сконцентрированы в руках людей, которые занимаются обычным бизнесом. Разбираться в тонкостях микроэлектроники и рисковать им попросту не интересно и не выгодно. Еще во времена СССР такая бытовая электроника относилась к промышленности группы Б, которой отводилась второстепенная роль. Все силы и средства шли в группу А - производство средств производства, и в оборону. Сейчас же современный утюг или чайник сильно отличается от того, к производству чего привыкла отечественная промышленность, так что фактически приходится создавать отрасль с нуля, в то время как у тяжелой промышленности, популярной в России в настоящее время, уже давно была хорошая материальная база. В условиях конкурентного рынка и санкций, российским предпринимателям сложно принять решение об инвестировании в отрасль микроэлектроники.
Ресурсы
Внутри каждого смартфона сегодня стоит литий-ионная батарея, для производства качественных камер используют рубидий и цезий, висмут требуется для полупроводников. Все это — редкоземельные металлы, большая часть мировых запасов которых находится на территории Китая. В России они тоже есть, но в значительно меньшем объеме, и рынок их добычи и сбыта не настолько развит. Поэтому производство с использованием редкоземельных ископаемых выгодно открывать в Китае и Тайвани, а не в России.
Насколько сложно производить микроэлектронику в России разберем на примере наших отечественных процессоров "Эльбрус".
О "Эльбрусах" говорили еще до начала 2022 года, но в последнее время о них мало, что слышно. Информацию о процессорах дают редко и не всегда полную. Поэтому некоторые данные не совсем свежие. Процессоры находят применение в оборудовании для госструктур и окологосударственных компаний. Говорят, что на "Эльбрусах" работает портал "Госуслуги". "Эльбрусы" до середины 2022 года производили в Тайвани, но из-за санкций производство перенесено в Зеленоград. С тех пор начались проблемы. В частности, представитель лаборатории новых технологических решений Сбербанка Антон Жбанков заявил, что после тестирования двух типов серверов на процессорах "Эльбрус" банк остался не удовлетворён результатами. "Технические выводы достаточно простые: очень слабо для сравнения с Intel Xeon — мало памяти, медленная память, мало ядер, мало частоты. Функциональные требования катастрофически не выполнены", — указывал он. Кроме того, по словам экспертов, перенос производства процессоров в Россию из Тайвани не только никак не повлияло на улучшение производственных процессов, но и привело к удорожанию готового продукта. Пока российские процессоры не могут составить достойную конкуренцию иностранным аналогам ни по цене, ни по мощности. Варианты от AMD или Intel явно предпочтительнее при выборе процессора для ПК. Да и купить "Эльбрус" или "Байкал" проблематично, так как на данный момент они появляются только в готовых продуктах, которые намного дороже иностранных аналогов. Конкретных цен на процессоры найти не удалось, однако, прошу обратить Ваше внимание на готовые продукты на базе процессоров "Эльбрус" и всё, что с ним связано.
По итогу из-за малоразвитой отрасли в РФ производство в России электрокомпонентов и микроэлектроники приводит к значительному удорожанию техники по сравнению с конкурентами из Азии. Выше можно увидеть, что абсолютно ничем не примечательный по техническим характеристикам персональный компьютер на базе процессора "Эльбрус" стоит 400 тысяч рублей, а только одна материнская плата на базе "Эльбруса" стоит 254,5 тысяч рублей. Сомневаюсь, что с такими ценами продукты на базе "Эльбруса" будут пользоваться спросом у населения, использующее персональный компьютер в личных целях.
Есть ли будущее у российских процессоров?
В Зеленограде в мае 2022 года было объявлено о начале строительства нового завода, на котором будут выпускаться процессоры. Речь о нем идет уже давно, и ожидалось, что запуск производства состоится только в 2030 году. Однако табличка на строительной площадке говорит о том, что завод будет построен в 2024 году. На заводе будут выпускаться процессоры на 28 нм технологии. Для сравнения, завод в Тайвани "TSMC", на котором до февраля 2022 года выпускались процессоры “Эльбрус” и “Байкал”, запускает 2-нанометровый техпроцесс. Чтобы было понятнее — 28-нанометровый техпроцесс использован в смартфоне iPhone 5, который был выпущен в 2013 году. Очевидно, конкурировать с зарубежными аналогами отечественные процессоры не смогут в ближайшем обозримом будущем. Однако, кто знает, что будет через 10-15 лет? Как говориться: "Поживём - увидим"!
А как Вы считаете, какие еще причины нерентабельности и непопулярности производства микроэлектроники в нашей стране? Пишите в комментариях! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
#россия #санкции #наука #технологии #гаджеты #общество #интересные факты #смартфоны #эльбрус #компьютеры