Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Малютиной Антонины Ивановны (14.03.1913-09.09.1998) члена союза писателей СССР, профессора Лесосибирского (Енисейского) педагогического института (1942-1998).
В связи с этим хотим представить вашему вниманию историю одной фотографии, хранящейся в фондах нашего музея.
Фото датировано вторым сентября 1929 года. На нем изображены: шестнадцатилетняя Антонина – начинающая поэтесса, ее отец – литератор, и Вячеслав Яковлевич Шишков – в это время уже широко известный писатель, автор рассказов и повестей о Сибири, со своей женой Клавдией.
Вот как сама Антонина Ивановна вспоминает об этой встрече в своей книге «Судьба суровая и светлая» (второе издание монографии «Повесть об отце»):
«…Только желтоглазый поезд унес из Ярославля Подъячева, как на смену ему прибыл Вячеслав Яковлевич Шишков с женой Клавдией Михайловной, с которой до сих пор у меня тесная дружба и переписка.
Придя из школы, я узнала, что Шишковы уже побывали у нас, их привел в наш дом знакомый библиотекарь. Отца они застали за переплетным столом в неизменном фартуке. На другой день, 31 августа, я сбежала с урока математики, чтобы успеть приготовить букеты садовых и полевых цветов для своей учительницы музыки Н. Л. Трефолевой и для Шишковых. В 12 часов дня поехали с отцом на трамвае в центр города – встретиться с друзьями в гостинице «Европа», где они остановились.
Впервые Малютин услышал о Шишкове в Барнауле в 1915 году от
Г. Н. Потанина и тогда же прочитал его рассказ "Ванька Хлюст". Затем, ознакомившись по разным сибирским изданиям с его произведениями "Краля", "Чуйские были" и другими, он покорен был их простотой, жизненностью, чудесными картинами сибирской природы, красочным и певучим языком. В 1926 году установилась переписка с полюбившимся автором. И вот теперь с трепетом душевным мы шли на свидание…
Клавдия Михайловна радовала своей молодостью и веселостью. Да и Вячеслав Яковлевич — высокий, в светло-сером костюме и белых полуботинках, тоже милый и жизнерадостный, казался совсем молодым. Оба любили музыку. Тут же писатель присел за пианино и под свой аккомпанемент спел песню о граде Китеже.
Шишковы опять приходили к нам, и увлекательные беседы продолжались допоздна. Отцу было подарено несколько книг — "Цветки и ягодки", "Спектакль в селе Огрызове" и другие. На одной из них было написано:
"Энтузиасту русской литературы, дорогому Ивану Петровичу Малютину с большим уважением Вяч. Шишков. 2/IX-29 г.".
Были и шуточные надписи, гласившие, что книга подарена "после 18-го стакана чаю с вареньем», адресат именовался "странноприимным, любвеобильным хозяином", а автор книги — "бродячим человеком". Он действительно много странствовал по родной земле и бывал за рубежом, общался с много видевшими людьми и потому мог рассказать немало любопытного.
Второго же сентября он сделал прекрасную надпись в моем альбоме – она характеризует его как писателя-гуманиста: "Человек родится для того, чтобы оставить на Земле дела свои. Тропы человеческой жизни путаны, вихлясты, иногда непроходимы. Чтоб пройти через жизнь прямой дорогой, надо иметь руководящий компас. Компас этот – жажда правды и любовь к человеку вообще. Вяч. Шишков". В конце страницы сделана приписка: "Прошу принимать написанное к сведению не ранее 1959 года. В.Ш.". Это означало, что он рекомендовал мне начать заниматься литературной деятельностью не ранее чем в возрасте сорока с лишним лет, когда накопиться жизненный опыт – так было и с ним, и он считал это правильным».
По каким-то нам не известным причинам, Антонина Ивановна не опубликовала ни фотографию, ни автограф во втором издании книги об отце.
Такая редкая возможность – соединить факты в одну историю, как представленный выше случай.