Найти тему
Библиогид Книжный Червячок

Зловещие ужасы сказок - в книгах и на экране

Оглавление

Мы привыкли думать, что сказки – это что-то доброе и милое, для маленьких детей. Но в старину сказки были вполне себе взрослым явлением, поэтому среди них много страшных, по-настоящему ужасающих историй.

Кадр из фильма "Гензель и Гретель"
Кадр из фильма "Гензель и Гретель"

Маленькие дети мало знают о мире, поэтому такая, например, сказка как «Медведь на липовой ноге» их не особенно пугает. Но взрослый человек с развитым воображением, если представит в темноте, в глухом лесу или в деревенском доме зимой вот эту картину – как в избу к старику и старухе ночью стучится медведь и просит вернуть ему его ногу, которую старики сварили и съели. «Скирлы-скирлы» - скрипит его деревянная подпорка из липы, которую он приспособил себе вместо съеденной ноги. Брр! Жуть.

А сказки братьев Гримм - неадаптированные, в оригинальном варианте? В конце 19 века церковные власти Российской империи большинство этих сказок не рекомендовали для детского чтения. Причем среди таких нерекомендованных были и всемирно известные сейчас «детские» - «Золушка» и «Белоснежка», которые Голливуд превратил в совершенно карамельные романтизированные мюзиклы. Но фантазия народов Европы – а ведь почти все сказки, в том числе и литературные, имеют в основе фольклор - эта фантазия была полна ужаса, хранила и передавала из поколения в поколение весьма жуткие образы. И они отлично подходят для жанра хоррор-фильмов, которые так популярны в наше время.

Если вы любите страшные сказки и страшные фильмы, как люблю их я, то нынешняя подборка – для вас.

Джамбаттиста Базиле «Сказка сказок» / фильм «Страшные сказки» (2015)

16+

Первый сборник сказок народов Европы был опубликован в 1634 и 1636 года. Выпустил их двумя томами неаполитанец Джамбаттиста Базиле. Именно в этих сборниках появились первые версии «Спящей красавицы», «Кота в сапогах», «Золушки». Разлетевшиеся по Европе книги дали сюжетную основу и другим литературным сказкам - Шарля Перро, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Василия Жуковского, Александра Пушкина и т.д.

В 2015 году режиссер Маттео Гарроне решил обратиться к первоисточнику и снял картину, в которой переплелись истории «Волшебная лань», «Блоха» и «Ободранная старуха». Главные роли в фильме исполнили Сельма Хайек и Венсан Кассель.

Фильм получился завораживающе странный, похожий на красивый, но кошмарный сон. Он был отмечен наградой Каннского фестиваля.

Братья Гримм «Гретель и Гензель» (другой вариант названия: «Пряничный домик») \ фильм «Гензель и Гретель» (2020)

16+

Эту сказку столько раз переводили, пересказывали, экранизировали, что, наверное, не найдется человека, который не знает ее. Она повествует о двух детях, которых отчаявшиеся родители отправили в лес из-за крайней нужды. Голод и нищета заставили их пойти на это. В чаще леса дети находят домик ведьмы-людоедки, но им удается сбежать от нее и они возвращаются домой по отмеченной камушками (или хлебными крошками) тропинке. В 2020 режиссер Оз Перкинс очистил эту историю от пряничной сладости и сделал по ней фильм ужасов. Страшная медитативная артхаусная картина Перкинса выдвигает на первый план сестру Гретель, дополняя оригинальный сюжет новыми смыслами – у Перкинса получилась подростковая история взросления. Роль Гретель сыграла София Лиллис – звезда недавно прогремевшего фильма «Оно» по Стивену Кингу. Впечатляет.

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио»/ фильмы "Пиноккио" Роберто Бениньи и Гильермо дель Торо

Литературная сказка Коллоди о деревянном мальчике очень сильно отличается от пересказанной версии Алексея Толстого, к которой привыкли в России («Буратино или Сказка о Золотом ключике»). Прежде всего – интонацией, гораздо более депрессивной, пугающей по сравнению с русским вариантом. И уже тем более отличаются фильмы, созданные на основе этих сказок – веселый и смешной «Буратино» со светлой, радостной музыкой Алексея Рыбникова – и фильмы о Пиноккио, которые сняли в последние 20 лет западные режиссеры.

Гильермо дель Торо поместил сюжет о Пиноккио в исторические реалии Италии времен фашизма. Его анимационный мюзикл рассказывает про опечаленного смертью сына отце, который, чтобы забыть о своей страшной потере, пытается создать себе нового сына – деревянного, которому никогда не будет ни больно, ни страшно. Картина получилась мрачноватая, но все же и взрослые, и дети с удовольствием ее посмотрят.

Фильм «Пиноккио» нежно мною любимого итальянца Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна», «Тигр на снегу») был снят в 2002 году. Главный дар Бениньи – умение видеть и передавать трагикомичность нашей жизни. Он, как никто, умеет бесстрашно посмеяться над самым ужасным. Сказка Коллоди тоже, в целом, именно такова – в ней смешивается страшное и смешное. Но почему-то фильм Бениньи получился более страшным, чем смешным. В любом случае, оба варианта экранизации сказки мне кажутся интересными.

Трейлер фильма Гильермо дель Торо "Пиноккио Гильермо дель Торо"

Трейлер фильма Роберто Бениньи «Пиноккио»

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» - фильм «Белоснежка: страшная сказка» (1997)

16+

Сюжет о красавице, которую ревнивая мачеха пыталась отравить, и которая сумела сбежать и найти приют у маленьких человечков внутри горы, скорее всего, основан на реальных фактах. Об этом сообщает немецкий исследователь Эркхард Зандер. На роль истинной Белоснежки претендуют сразу две исторические персоны – графиня Маргарита фон Вальдек, умершая от отравления мышьяком в возрасте 21 года и баронесса Мария София Маргарета Катарина фон и унд Эрталь, которая умерла в 71 год и была похоронена в стеклянном гробу. У ее мачехи и в самом деле было огромное зеркало с надписью «Ты прекрасна, как солнечный свет». Сейчас оно выставлено в музее городка Лора-на-Майне.

Настоящее зеркало мачехи из музея Лоры-на-Майне, изготовлено в 1720 году.
Настоящее зеркало мачехи из музея Лоры-на-Майне, изготовлено в 1720 году.

Вероятно, в представлении народных сказителей оба этих достоверных образа слились в один, а когда братья Гримм опубликовали свою версию сказки – тем самым они сделали его известным всему миру. И с тех пор варианты сказок о Белоснежке множились и множились.

Но экранизация 1997 года с изумительно прекрасной и в то же время безумно страшной Сигурни Уивер как будто возвращает нам первоначальные образы девушек, который изводили злодейки-мачехи в средневековой Европе. И это по-настоящему жутко.

Больше рецензий, обзоров, подборок - на сайте проекта Библиотека Summarylib. А также сотни полезных саммари нон-фикшн. Присоединяйтесь к обществу любителей быстрого и практичного чтения!

https://summarylib.ru/