Найти в Дзене
Ретро Даша

История советской манекенщицы: от «кастинга» до дебюта в ЛДМО

Оглавление
"1967 год. Обложка венгерского журнала. Название переводится как "Советские новости"". Из архива Валентины Черновой.
"1967 год. Обложка венгерского журнала. Название переводится как "Советские новости"". Из архива Валентины Черновой.

В предыдущей части интервью Валентина рассказала нам о своем детстве и школьных годах. Наша собеседница жила на военно-морской базе в Финляндии, после чего переехала в Ленинград вместе с мамой. Здесь Валентина окончила школу, училась на парикмахера, а после она сделала выбор, который определил ее судьбу. На дворе – 60-е.

ЛДМО – легенда. С чего началась ваша с ним история?

В Дом Моделей мне посоветовал пойти друг семьи. Он работал на Ленфильме, и, узнав, что я безработная, убедил свою жену взять меня за руку и отвести в Дом Моделей. Там раз неделю был отбор, это то, что сейчас называют кастинг. Женщины обычно приходили на отборы в довольно большом количестве.

Сегодня вокруг профессии манекенщика ходит много легенд, вокруг нее особая аура. Однако в советские годы было совсем иначе. Когда вы впервые поняли, что хотите развиваться в этом качестве?

Миф о том, что манекенщица была презираемой профессией обычное враньё, которое поддерживается в настоящее время всеми СМИ. Мне кажется, что работать манекенщицами хотели все женщины, любой внешности и размеров. Когда я попала на отбор, народу было так много, что я смогла спрятаться за спины женщин в надежде, что меня не увидят. Я была настолько не уверена в себе, что даже не мечтала о такой профессии, считая манекенщиц людьми особенными. Но меня вытащили из толпы и повели в демонстрационный зал. Я была единственной, кого выбрали, поэтому остальные разочарованные женщины меня сразу возненавидели и зашипели мне в след. Меня показали всем художникам, и везде я получила одобрение.

"Мой самый первый день в Доме Моделей. Я работаю на сеансах для старших школьников. За столом сидит заведующая отделом пропаганды моды Ольга Фёдоровна Губанова". Из архива Валентины Черновой.
"Мой самый первый день в Доме Моделей. Я работаю на сеансах для старших школьников. За столом сидит заведующая отделом пропаганды моды Ольга Фёдоровна Губанова". Из архива Валентины Черновой.

Сталкивались с препятствиями на профессиональном пути?

Заведующая отделом пропаганды моды сказала, что, несмотря на одобрение, в настоящий момент меня взять не могут. Причиной была нехватка денег в отделе. Мне обещали позвонить. Когда я вернулась домой, у меня случилась странная история. Моё лицо вдруг очень сильно распухло. Теперь я знаю, что это был ангионевротический отёк или по-другому отёк Квинке. Никто не подсказал мне, что нужно срочно бежать в поликлинику, ведь последствия могли быть ужасными. Люди тогда были жутко невежественны.

На следующий день моей маме неожиданно позвонили на работу и попросили меня срочно прийти в Дом моделей. Я смотрела на своё лицо и плакала. Сильно распухшее, как будто налитое водой лицо и болячки вокруг глаз, всё это страшно чесалось. Я рыдала, не зная, что мне делать. Потом собралась с силами и накрасилась. В итоге, я стала похожа на жуткого клоуна. В Доме Моделей меня встретили возгласами ужаса. Дело в том, что в этот день там проходил большой художественный совет и некому было показывать модели сшитые на девушку, которая только недавно уволилась. Модели по размеру подходили только мне, но я была в страшном виде. Поскольку выхода у художников не было, они решили рискнуть. Мне было всё равно, я была уверена, что это мой первый и последний выход на подиум.

"Фото сделано в первый день моей работы в Доме Моделей". Из архива Валентины Черновой.
"Фото сделано в первый день моей работы в Доме Моделей". Из архива Валентины Черновой.

В состоянии полной прострации я показывала модель за моделью, и все они принимались худсоветом без малейшего замечания. Но и после такого успеха заведующая демзалом, опять сославшись на отсутствие денег, отказала мне в оформлении и попросила немного подождать. Я уже и не думала об устройстве в Дом моделей, моей проблемой было моё лицо, которое продолжало быть распухшим и ужасным ещё целую неделю.

Наконец, я выздоровела и тут моей маме опять позвонили. В Доме Моделей начались осенние показы мод для старших школьников. Кроме детей школьников участвовавших в дефиле, нужны были девушки подростки, но в штате, в то время, была всего одна девушка, работавшая в таком амплуа. Я вполне подходила для этой роли. Была худая, молодая и выглядела наивно. Когда я пришла, мне сообщили, что уже сегодня я буду работать на показах, поэтому срочно должна пойти в отдел кадров и оформиться в штат Дома Моделей. И в этот же день я начала работать.

Когда состоялся ваш первый выход? Каким вы его запомнили?

Я работала уже в первый же день. Никто меня не учил. Девушка, которая работала со мной на сеансах, показала только, где нужно повернуться к публике. Конечно, мне запомнился первый день навсегда. Первое чувство, что я работала здесь всю жизнь. Ни малейшего стеснения, совершенно свободно и легко. Наверное, пригодились мои занятия в балетной студии.

В показах участвовала манекенщица в возрасте, она показывала модели одежды для учителей, ещё был молодой парень, мы с девушкой и парочка школьников. Всех остальных манекенщиц очень интересовало, как я хожу по "дорожке". Они подглядывали из-за кулис и потом меня хвалили.

"Это фото есть в книге "Кутюр по-советски"". Из архива Валентины Черновой.
"Это фото есть в книге "Кутюр по-советски"". Из архива Валентины Черновой.

Какие условия работы вам предложили?

Об условиях разговора не было. Только предупредили, что у манекенщиц ненормированный рабочий день. Зарплата рассчитывается по рабочей сетке. Это значило, что своего профсоюза у манекенщиц нет, и мы относимся к профсоюзу рабочих. Это было естественно, так как работа наша физическая. Зарплата была сначала 76 руб, через несколько лет 90 руб. Но это без добавочных выплат за фотографию или за примерки и худсоветы, которые проходили на разных швейных и трикотажных фабриках, в трикотажном Доме моделей и т.д.

Сейчас стало модным считать, что манекенщицы были практически нищими, хотя и заняты были целыми днями. Эта неправда. Мы, конечно, не были богатыми, но наша зарплата была не самой низкой, а где-то в среднем диапазоне. Моя подруга медсестра получала меньше меня. Я сейчас говорю о 60-х, 70-х годах, когда цены на всё были во много раз ниже, чем сейчас. Некоторые были ниже в десятки и даже сотни раз. Так что мы, хоть и с трудом, но справлялись. В общем, жили как все, с той лишь разницей, что одевались мы намного лучше других.

"1969 год. Фото из журнала мод ЛДМО". Из архива Валентины Черновой.
"1969 год. Фото из журнала мод ЛДМО". Из архива Валентины Черновой.

Как отреагировали родные?

Моя мама была в восторге. Она как-то видела показ мод и ей это зрелище очень понравилось. Она считала, что это красивая профессия и мне очень подходит. Родственники тоже отнеслись положительно, а соседи, очень простые люди, стали считать меня артисткой и даже ходили в Дом Моделей, чтобы на меня посмотреть. Это был 1966 год. Я никогда не слышала ни одного плохого слова в свой адрес и в адрес других манекенщиц.

После выездных показов в большие дворцы культуры или в дома творчества, к нам всегда подходили зрители и говорили комплименты. Сейчас пишут, что нас презирали и считали женщинами "лёгкого поведения". Я когда это читаю, то не знаю, злиться или смеяться. У нас почти все были замужем, многие с детьми. У современных людей представление, что штат манекенщиц в Доме Моделей состоял из смазливых молоденьких девиц, которые только и мечтали о "грехах".

"1969 год. Германия. Показ моделей для администрации завода имени Кирова. В те года этот завод был "побратимом" ленинградского завода им. Кирова". Из архива Валентины Черновой.
"1969 год. Германия. Показ моделей для администрации завода имени Кирова. В те года этот завод был "побратимом" ленинградского завода им. Кирова". Из архива Валентины Черновой.

Читайте первую часть интервью здесь.

Продолжение следует...