Нет, невеста ее сына не будет слишком красивой. Иначе вытеснит королеву-мать из сердца мальчика, а там и власть приберет к рукам. Знаем этих чаровниц.
46-летняя Бланка Кастильская приосанивается: было время, от ее красоты с ума сходили. Ах, граф Тибо Шампанский, какие стихи вы посвящали вашей прекрасной даме; а Бланка на 13 лет старше Тибо, который к тому же ее двоюродный племянник. До сих пор по ней вздыхает.
В середине 13 века королева-мать цепко держит бразды правления землями Франции; ее сын, молодой король Людовик IX, шагу не ступит без материнского одобрения. Так будет и впредь. Благочестивая и неприметная супруга Луи – гарант спокойствия Бланки. Кто там у нас на примете?
Ги Бретон пишет, что один из посланцев доложил королеве о Маргарите, 14-летней дочери графа Прованса. Внешность девушки монаха-гонца совсем не впечатлила; Бланка распорядилась просить ее руки.
Ревность и тирания
То ли монах имел особый взгляд на женскую красоту, то ли исподтишка хотел насолить королеве – в общем, от Маргариты Прованской Людовик не отрывал глаз. Бланка скисла, весной 1234 года на свадьбе сына сидела как на похоронах. Вместо первой брачной ночи король отправился молиться; вторая и третья ночи тоже были отданы богу, а не жене – так пожелала матушка. Когда новобрачная совсем истомилась, Бланка разрешила Луи ее посетить, ненадолго. И веско добавила: только для продолжения рода.
У Маргариты и Людовика началась веселая жизнь; прятались от королевы в простенках между дверями, в узких проходах, на крыше. Развлекалась и Бланка, охотясь на греховодников. Как отловит – сурово прочтет мораль: мол, супруги должны воссоединяться ночами, и то не всегда – дни святых осквернять нельзя. А дней таких тьма…
Охрана встала на сторону влюбленных. Сенешаль Шампани Жан де Жуанвиль сообщает: «когда привратники видели, что королева входила в спальню сына, они стучали жезлами по дверям, а король прибегал в свою спальню, чтобы его увидела мать. Так же поступали привратники спальни Маргариты, когда туда, желая ее увидеть, входила королева Бланка».
А не удрать ли в Крестовый поход?
Эта мысль засела в голове Людовика и понравилась Маргарите. Вдали от Парижа и надзора Бланки они станут вольными птицами - впервые за 10 лет.
Людовик IX умеет воевать: победил короля Англии Генриха III– потом, кстати, благородно отдал тому часть захваченных на континенте земель. А сарацинам не отдаст ничего. Война за Гроб Господень – дело святое, втолковывает король матери, но та возражает: ты нужен своей стране.
В 1244-м 30-летний король тяжело заболел. Думая, что умирает, дал обет: если выкарабкается, пойдет в Святую землю. Выжил. Бланка не знает, радоваться или отчаиваться – похоже, Крестовый поход дело решенное. Тут даже она бессильна; сама судьба направляет ее сына.
Неудачным выдался седьмой Крестовый: в войске раздоры, болезни; поражение при Эль-Мансуре, при Фарискуре, где король попал в плен. Его выкупили – за 400 тысяч ливров и возвращение арабам Думьята - но позор смыть не удалось. Зато милая Маргарита родила в этом походе двух сыновей. Перед родами первого, когда сарацины подошли совсем близко, а Людовик еще томился в плену, королева приказала одному из рыцарей отсечь ей голову, если неверные ворвутся в дом. Обошлось.
6 лет они провели на чужбине. Возвращению домой в 1254-м Маргарита радовалась больше, чем отъезду – королева Бланка умерла, не дождавшись сына, никто им больше не помешает жить. Муж вплотную занялся делами: учредил презумпцию невиновности, разбил страну на округа, создал хранилище для документов (прежде такого не было!), согнал девиц легкого поведения в бордели. А потом снова засобирался в Святую землю. Маргарита Прованская, как когда-то ее нелюбимая свекровь Бланка Кастильская, умоляет 56-летнего Людовика угомониться; тот непреклонен.
Снова у него ничего не выходит – зато умирает от цинги, в Тунисе. Вместе с одним из сыновей. Через 27 лет Людовика IX канонизируют, за благочестие и государственные заслуги; он станет Святым. Именно его потомков позже назовут принцами крови, имеющими право наследовать трон Франции. Один из них - Анри IV Бурбон, пра-пра-пра…внук младшего сына Людовика Святого, Робера.
До канонизации мужа Маргарита не дожила двух лет, умерла в 74. Королевская чета успела обзавестись многочисленным потомством – 11 детей. Пятеро родились, когда Бланка Кастильская еще рыскала по закоулкам дворца и изо всех сил мешала королевскому счастью.
Автор – Марина Туманова
Еще по теме: