Найти в Дзене
Советское Кино

«Лестница»

В 1989 году появился интересный фильм «Лестница». Режиссер Алексей Сахаров снял в этом фильме двух очень популярных на тот момент актеров Елену Яковлеву и Олега Меньшикова.

Сюжет фильма очень необычен, в нем много странных аллегорий и фантастических событий. Все это происходит в реальные восьмидесятые, в последние годы перестройки. Молодой парень Владимир находится в глубокой депрессии, поэтому принимает решение закончить свою бессмысленную жизнь на мосту. Проходящая мимо молодая женщина Аля останавливается и спасает его от последнего шага в пропасть.

Добро не бывает безнаказанным, ей пришлось забрать спасенного с собой. Владимир ночует в ее квартире, в мастерской скульптора, утром приходит в себя и решает уйти по-английски. И начинается его бесконечный спуск по лестнице. Он долго спускается по лестнице, но его путь зациклен. Он не может уйти, дом его не отпускает. Отчаявшись найти выход из подъезда, он возвращается к Але и начинает жить в этом доме. Знакомится с жильцами и пытается найти выход из образовавшегося жизненного тупика.

Изображение со страницы https://vk.com/mistika_ezoterika_filmi
Изображение со страницы https://vk.com/mistika_ezoterika_filmi

И вот жизнь Владимира пересекается с судьбами других жильцов этого дома. Они тоже пытаются принять участие в поиске выхода из его по-настоящему безвыходной ситуации. Жители дома вроде бы могут свободно выходить и возвращаться в свой дом, но возникает ощущение, что они тоже пленники дома. Только их не надо удерживать насильно. Они неудачники в этой жизни, и смирились с этим, и не хотят уходить из дома, чтобы попытаться что-нибудь изменить.

В доме живут разные люди, поневоле объединившиеся в странное сообщество. Это местная красавица и обольстительница Лариса, приходящий к ней спившийся профессор Старицкий, скульптор Кирилл, потерявший талант и вдохновение, не завершивший какую-то очень важную для него скульптуру. Они все потерянные люди, утратившие свои надежды и мечты. Самое трагическое в их судьбе то, что они потеряли волю что-то делать с этим.

Главный герой фильма - это дом, который устроил своим жильцам бесконечный день сурка. Какова причина, почему он так делает. Почему люди бессильны что-то изменить, как в конце вся ситуация разрешится? По этой причине непонятный и сумбурный фильм смотрится с интересом до последнего кадра.

Все люди в этом муравейнике пытаются сами себя в чем-то убедить и от этого выглядят все более странными.

Аля делает попытки спасти Владимира через любовь. Приехавший из Тулы дядя Алевтины предпринимает меры для выдворения Владимира, но все его попытки не имеют успеха, физически это невозможно. Проблемы внутри, это наваждение само собой не пропадет. Дом и лестница для Владимира теперь его среда обитания, непонятно насколько.

У соседки Ларисы в комнате собственная аномалия - окно выходит на уровень тротуара. Через него Владимир пытается выйти, но окно его не выпускает.

Старицкий задолго до Владимира точно также стал пленником дома. Заплутавший ученый бросил семью и переехал к Ларисе после того, как ему удалось выйти через ее окно.

И все-таки финал неизбежен. В один день в квартиру заваливает большая шумная компания во главе со скульптором Кириллом, который получил большие деньги за свои работы. Толпа разномастная, даже один очень темнокожий парень из Африки затесался. Кирилл всю эту пеструю компанию устраивает в своей мастерской и накрывает большой стол с вином и закусками. И с грустью сообщает, что свою самую лучшую работу до конца не довел и вряд ли когда-нибудь закончит. Потому что за скульптуры крестьянок большие деньги платят совхозы, а все остальное искусство нерентабельно.

Во время этой вечеринки Владимир забирается на крышу, вероятно это теперь его единственный выход из дома. Но вдруг поскальзывается и на карнизе зависает над бездной. Внизу двор, все кричат ему: Держись! И непонятно, что для него лучше, вернуться в дом или сорваться вниз.

Однажды посмотрев этот фильм, я его понял и воспринял. Но после второго просмотра, осознал, что в первый раз я ни черта не понял.

Снят хорошо, погрешности можно списать на время. Тогда была другая страна, другие зрители. Но фильм прорывной, надо его не только смотреть, но и думать.