Кажется, кому суждено стать книгочеями, те становятся ими как-то сами собой, без специальных усилий со стороны родителей. На автопилоте. Да, но так происходит только в том случае, когда этот автопилот исправно работает. Создан и настроен усилиями не столько даже семьи, сколько общества, как это было в 50-80 годы ушедшего века.
К сожалению, в последние десятилетия цифровизация и социальные процессы привели к тому, что подрастает уже второе поколение, не привычное к регулярному чтению. Но теперь, с высоты жизненного опыта, ко многим детям 90-х приходит понимание, что они оказались обделены чем-то важным в сфере культуры, эмоций, интересов. И хорошо бы этот пробел восполнить. А также не закладывать этих проблем у своих детей, а с детства приохотить их к погружению в чудесный мир книг.
Но как к этому делу приступить? С чего начать? И как сделать, чтобы чтение не только принесло гипотетическую пользу, но и стало УДОВОЛЬСТВИЕМ?
Может быть, просто волевым усилием заставлять читать все подряд? "Бойтесь, дети, лени, как дурной привычки, и читайте за день вы хоть по страничке". Сначала себя/детей принуждая, а потом от повторений привычка и сформируется?
Нет, от чтения неподходящих по возрасту, не отвечающим интересам, не соответствующих развитию, или просто дурно написанных книг привычка к чтению с увлечением не возникнет. Кто-то сможет выдержать некоторое время на морально-волевых, а большинство просто утонут в бескрайнем книжном море, или, дрожа, поскорее выскочат на берег. В лучшем случае человек найдет интересную для себя тематику и его представление о литературе будет однобоким.
Может быть, довериться школе и школьной программе? Но здесь слишком много зависит от личности учителя и атмосферы в классе. Увы, большинство выносят из школы отвращение к классике и к осмыслению прочитанного.
Тогда, может быть, нужно обратиться в спискам из серии "Сто книг, которые должен прочесть каждый"?. Но эти списки могут сильно отличаться друг от друга. Какой из них "самый правильный"? По какому принципу они вообще составлены?
И с какой книги начать? А если ты (или твой ребенок) далеко не малыш, но не знаком с ранне-детской литературой - как быть? Читать детские сказки или начать с рекомендованного твоему возрасту? А если какой-то жанр категорически не нравится? Что можно пропустить, что нельзя?
Вопросов много, это я набросала самые поверхностные. А ответы на них ищите в книге Н.А.Баевой "Рождение читателя".
Книга эта - полноценное методическое пособие для тех, кто хочет приохотить к чтению своих детей. Но пособие не нудное, не академично- заумное, нет! Никакого менторства, никаких отчетных читательских дневников, никаких проверочных вопросов. Все изложено очень доступно, без непонятной терминологии, с примерами, с добрым юмором. И с замечательными иллюстрациями, многие из которых принадлежат перу автора. Собственно, "пособие" в этой книге вообще сложно заподозрить, настолько она интересная!
А предлагаемая "программа" не так уж и сложна. Если разумно подходить к делу, то достаточно для начала читать... по одной книге в месяц! Первые будут совсем тоненькими, буквально в несколько страничек. Не так уж сложно, да? Но за 10 лет школьного детства уверенно наберутся те самые "сто книг". Правда, скорее всего чтение станет удовольствием намного раньше и в результате книг будет прочитано намного больше.
Что родители узнают из "Рождения читателя":
- Как подбирать произведения для каждого возраста исходя из особенностей детской психологии;
- Чем, с точки зрения восприятия детьми, хорош каждый жанр, в каком возрасте он лучше всего "заходит";
- Что чем можно заменить, а мимо чего проходить никак не стоит;
- В чем ценность разных книг, написанных на сходный сюжет;
- Как обсуждать с детьми книги, не превращая это занятие в нудную тягомотину, на какие моменты следует обратить внимание;
- Как исподволь развивать воображение и творческие способности;
Главная находка автора - особым образом построенные краткие пересказы произведений, не только знакомящие с канвой сюжета (с обязательной остановкой "на самом интересном месте!"), но и задающие направления обсуждения и осмысления. Словно волшебный фонарик, подсвечивающий темную пока материю, превращая чтение из развлекательного или назидательного в ОСОЗНАННОЕ.
А еще "Рождение читателя" похоже на карту в безбрежном книжном море. Научившись хоть немного понимать здешнюю "географию", неофит дальше уже сможет сам найти свою дорогу в мире книг. Счастливого пути!
Еще на канале о книгах и чтении:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .