В самый пик агитационных войн перед выборами в Казахстане Orda.kz попыталась разобраться, как работают бот-фермы в социальных сетях и используют ли их в политической борьбе
Социальные сети уже давно стали неотъемлемой частью жизни казахстанцев. Для бизнеса и политики они являются важным инструментом для продвижения продуктов и управления репутацией. Но на этом поле встречаются не только честные игроки, но и те, кто готов использовать любые способы для достижения своих целей. Одним из таких способов является работа с ботами.
Боты – это фейковые аккаунты, можно сказать, «мёртвые души» социальных сетей. Они могут вести себя, как живые пользователи интернета, писать комментарии, лайкать и репостить записи. В руках профессионалов фейковые аккаунты могут стать мощным инструментом для управления репутацией.
Корреспондент Orda.kz выяснил, как правило, боты создаются недобросовестными PR-агентствами. Фейковые аккаунты заранее готовятся к работе, т.е. независимо от наличия заказов. Работники этих «бот-ферм» могут действовать из одного офиса или сидя дома. Некоторые команды даже набирают на фриланс-площадках.
Менеджер, который «растит» только одного бота, уделяет ему немало времени. В его обязанности входят: подбор фото псевдопользователя, доказательств его реальной жизни, репосты и подписки. А если сотрудник запускает своё детище в работу, то он может сутками, допустим, конфликтовать от его лица с другими пользователями, советовать что-то в комментариях и т.д.
«Многие думают, что боты – это просто лайки и репосты, но все`сложнее. Работа с ботами нелегка, нельзя писать один и тот же комментарий со всех фейков. Это слишком заметно и непрофессионально. Прежде чем начать работу, нужно составить план. В него входит мониторинг, написание комментариев и согласование их с заказчиком. Также и создание фейковых доказательств «жизнедеятельности» ботов в реальной жизни», – рассказала для Orda.kz Карина Космос, бывший работник «бот-фермы».
Виды ботов
Карина рассказала, что база делится на типы ботов в соответствии с заказами клиентов. Так существует три основных вида ботов: боты-хейтеры, боты-приманки и боты-тролли.
Боты-хейтеры используются для создания негативных инфоповодов вокруг той или иной темы. Они могут унизить конкурента заказчика в глазах общественности. Они способны построить негативное отношение к определённому бренду или человеку.
Боты-приманки могут создаваться на различные темы. Их главная задача – приманивать пользователей и писать позитивные отзывы о клиенте. Интересно, что они не пишут комментарии открыто, всё завуалировано, но понятно. Так, анонимный источник сообщил Orda.kz, что в своё время некоторые известные в Казахстане медиа-порталы прибегали к услугам «бот-ферм» для раскрутки.
Боты-тролли – самый необычный вид ботов. Они создают шум, конфликты и инфоповоды вокруг заказанного аккаунта. Их особенность в том, что они могут агрессивно вести себя по отношению к противникам заказчика. Они создают выдуманные ситуации и прикрепляют фейковые фото и видео, утверждая, что именно с ним что-то случилось, и он видел это своими глазами. Троллей можно заметить в ответах к комментариям. Там эти боты грубо подшучивают над пользователями, оскорбляют их и ведут себя слишком радикально.
Корреспондент Orda.kz ознакомился со среднестатистическими расценками услуг PR-агентств по созданию ботов. Оказалось, что размеренная работа фейк-ботов, как правило, стоит недорого. Так, они будут периодически появляться под постами заказчика, оставлять комментарии и ставить лайки. А вот активная работа с негативом, создание инфоповодов и шумихи в комментариях конкурента в среднем стоит от 1000$.