Найти тему
Navygaming Channel

Главный калибр французских дредноутов – последний довод «королей»?/ Часть 1.

Как вы помните, на канале мы уже знакомили наших читателей с французскими линейными кораблями типа "Курбэ, при этом сделали своеобразный анонс о том, что в дальнейшем продолжим более подробно раскрывать судьбу этих корабле. И действительно на судьба линкоров типа "Курбэ" не заканчивается только на их постройке (прочитать можно ЗДЕСЬ) или сравнительной оценке (ТУТ). И как обещали мы попробуем рассмотреть отдельные элементы французских линкоров данного типа, а главное вспомним, как они проявили себя в бою и службе. А сейчас поговорим о вооружении этих кораблей.
Дредноут он и во Франции - дредноут
Дредноут он и во Франции - дредноут

История создания линейных кораблей и последующего развития французских дредноутов тесно связана, как это и должно быть, с общей историей страны, целями политиков у власти и состоянием экономики. Отметим, что еще в 1904 году во Франции предлагалось строительство кораблей по принципу «all-big-gun battleships», то есть дредноутов, но, как мы уже выяснили ранее, предложения основывались на постройке кораблей двух типов – или с двадцатью 240-мм орудиями, или с шестнадцатью 274-мм.

Линкор «Вернье» (тип «Дантон»), оказался только чуть дешевле линкоров типа «Курбэ»
Линкор «Вернье» (тип «Дантон»), оказался только чуть дешевле линкоров типа «Курбэ»

Однако французы не пошли на такой радикальный шаг и в итоге ограничились строительством серии из шести кораблей типа «Дантон» (финансовая программа 1906 бюджетного года). Стоимость каждого эскадренного броненосца типа «Дантон» составила около 55 млн. франков, для сравнения, стоимость линкора «Курбэ» обошлась Франции в 57 696 270 франков, то есть стоимость дредноута оказалась всего на 2 млн. франков больше, чем стоимость постройки «недодредноута».

Стоимость «дантонов», как мы видим, была сопоставима со стоимостью «Курбэ», но надо отдать должное их артиллерии. Двенадцать башенных 240-мм орудий (это кроме 2х2-305-мм), способных каждую минуту выпускать по два 220-кг снаряда на дальность до 13 км, не уступали 305-мм пушкам, делавшим один выстрел в минуту. А в 1918 году, после увеличения углов возвышения и установки новых строенных дальномеров с базой в 3,66 м, дальность стрельбы достигла 18 км, что сделало 240-мм пушки «дантонов» в тот момент самыми дальнобойными во французском флоте. Но, как бы ни было, «дантоны» это не «дредноуты».

Линкоры типа «Дантон» славились своими бортовыми 240-мм орудиями
Линкоры типа «Дантон» славились своими бортовыми 240-мм орудиями

История знает хороший пример, когда додредноуты «поучаствовали» в бою своих младших собратьев, и ничем хорошим это для них не кончилось. В данном случае мы имеем в виду решение Р.Шеера включить в состав Флота Открытого моря для участия в генеральном сражении с Гранд Флитом 2-ю эскадру контр-адмирала Мауве, состоящей из шести броненосцев (типа «Дойчланд» (пять) и «Брауншвейг» (один)). На вооружении этих броненосцев, кроме четырех 280-мм орудий, находилось по 14-170-мм орудий, и, несмотря на то, что большинство из них размещалось в казематах, они могли вести огонь до 14 500 м, причем со скорострельностью 4 выстрела в минуту (вес снаряда – 64 кг). Неплохой результат, но в борьбе с дредноутами и сверхдредноутами британского флота это не принесло результата.

Немецкий броненосец «Эльзаc» (тип «Брауншвейг») не получил возможности проверить
эффективность своих 170-мм орудий
Немецкий броненосец «Эльзаc» (тип «Брауншвейг») не получил возможности проверить эффективность своих 170-мм орудий

Информация о том, что в Италии в 1909 году началось строительство линкора «Данте Алигьери» с 12 305-мм орудиями, еще через два года – трех линкоров типа «Джулио Чезаре» с 13 305-мм орудиями, а на австро-венгерских верфях в 1910 году заложили первые два линкора типа «Вирибус Унитас» с 12 305-мм орудиями, окончательно склонила выбор французов к 305-мм калибру, и добавило "данных для размышления", суть которой - "откладывать дальше строительство линкоров нового типа нельзя". Итак, французы в 1907 году начинают проектирование новых линкоров – будущих дредноутов типа «Курбэ» с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра Mle. 1906/10 с длиной ствола 45 калибров.

Линкор «Данте Алигьери» - первый дредноут итальянского флота
Линкор «Данте Алигьери» - первый дредноут итальянского флота

При угле возвышения 23° эти орудия могли послать снаряд весом 432 кг (по другим данным – 428 кг бронебойный снаряд) на дальность 23,6 км(26 км). Но двухорудийные башенные артиллерийские установки на линкорах типа «Курбэ» имели первоначально угол возвышения 12°. При таком угле возвышения дальность стрельбы не превышала 13,5 км. А вот для фугасного снаряда HE Model 1916 весом 351 кг дальность стрельбы при угле возвышения всего 12 градусов составляла уже 16700 м. Скорострельность артиллерийских установок главного калибра составляла 1,5 выстрела в минуту (по другим данным – 2 выстрела в минуту, цикл стрельбы официально определялся в 28 секунд). Горизонтальное наведение башен осуществлялось электрогидравлическим приводом системы Дженни. Что же это было за орудие, и что об этом говорит Кэмпбелл?

Поршневой затвор Велина, именно затворами такого типа оснащались
305-мм орудия «Курбэ»
Поршневой затвор Велина, именно затворами такого типа оснащались 305-мм орудия «Курбэ»

Вес ствола составлял 54,7 т, вес башни – 561 т (включая 234 т вращавшейся брони). Общий вес одной двухорудийной 305-мм башенной артиллерийской установки равнялся 970 т. Орудия образца 1906/1910 годов были дальнейшей модернизацией орудий образца 1906 года, которые до этого устанавливались на «дантоны». Отличие орудия от предшественника было в применении нового поршневого затвора системы Велина (ручной или электрический) вместо затвора манзовского типа.

Конструкция ствола была сборной и достаточно сложной, похожей на другие французские тяжелые орудия. Новые 305-мм/45 орудия имели более легкую конструкцию, но при этом более прочную казенную часть, чем предыдущие орудия 305-мм/40.

Интересно, что проблемой поршневых затворов первого поколения была невозможность быстрого открывания-закрывания, что не соответствовало скорострельным патронным системам. Короткий одноходовой затвор не обеспечивал идеальной обтюрации, удлиненный же поршень такого затвора предполагал дополнительную операцию в момент открывания, хотя был абсолютно надежен с точки зрения полной обтюрации – по такому принципу был устроен замок Розенберга, использовавшего наработки шведского изобретателя Велина (это имя нам уже известно по американским линкорам).

Казенная часть французского 305- мм орудия M06_1910
Казенная часть французского 305- мм орудия M06_1910

Новая конструкция орудия отличалась наличием нарезки двух и более диаметров. Что позволило сделать поршень сравнительно коротким и легким, сократить угол его поворота вокруг своей оси, упростить выход из казенника и отвод в сторону (качание), что положительно сказывалось на скорости запирания и отпирания канала ствола.

Двухорудийная башенная установка состояла из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижная часть включала в себя жесткий барабан и центрующий штырь; вращающаяся – стол башни с подачной трубой. То есть башни на линкорах типа «Курбэ» были созданы по британским образцам, с поднятыми в боевое отделение подъемниками.

Дредноут «Париж» в 1914 году, третий линкор типа «Курбэ»
Дредноут «Париж» в 1914 году, третий линкор типа «Курбэ»

Корпус установки имел одно основное отличие от предыдущих установок. Горизонтальные балки вращающегося стола располагались в его конической части, то есть находились ниже, чем обычно, что позволило значительно уменьшить высоту башни.

Вместо традиционных горизонтальных катков под вращающимся столом было предложено использовать шары. Впервые эту идею предложили инженеры Общества Франко-Русских заводов в конкурсном проекте 305-мм башенных установок в 1907 году. В Европе уже делались попытки применить шары при таких нагрузках, но завод «Шкода» потерпел неудачу. Это произошло из-за несоответствия стали шаров и стали погона. Испытания шаров и погонов производились нагрузкой 30 т. Шар при этом пружинил, но остаточных деформаций не наблюдалось, не оставалось отпечатков и на погоне. Эти шары (144 шт.) расположили внутри разборного обода, который для облегчения вращения перемещался вместе с шарами на добавочных подшипниках.

Носовые башни 305-мм/45 орудий M06_1910 линкора типа «Курбэ»
Носовые башни 305-мм/45 орудий M06_1910 линкора типа «Курбэ»

В устройство вертикальных катков боевого штыря вводились отвергнутые когда-то пружины. Они были рассчитаны на крен до 8°. При выстреле пружины сдавали, и усилие передавалось наружному погону через внутренний. Оси катков снабжались дополнительными шариками, и вся конструкция обеспечивала осмотр и замену катков без использования винтовых домкратов.

В отличие от британских башен, в которых использовалась гидравлическая энергия, в башнях французской конструкции использовалось электричество, как и в модели 1906 года. Вертикальное наведение стволов могло быть независимым или общим. Подъемные двигатели были рассчитаны на работу с углом крена до 5 градусов.

Станки для 305 мм орудий Mle. 1906/10конструировались на базе таких же станков для орудий 305-мм/40 Model 1893-96, но с дополнительными требованиями: штоки компрессоров должны быть выдвижными (чтобы их рабочие поверхности лишь во время отката подвергались опасности попадания осколков); возможность замены орудия с обоймой, не вынимая всей качающейся части. Эти требования были выполнены, причем во втором пункте использовали технические решения, лежавшие в основе конструкции английских станков.

Схема бронирования башни главного калибра линкора типа «Курбэ» (с подлинных чертежей»
Схема бронирования башни главного калибра линкора типа «Курбэ» (с подлинных чертежей»

В результате новый станок рассчитывался на силу отдачи при начальной скорости снаряда 798 м/с (массой 432 кг, заряда – 154 кг) и давление пороховых газов в 3 000 атм. В положении наката ось цапф орудий располагалась в общем центре массы всей качающейся системы, что значительно облегчало вертикальное наведение. При откате цилиндры тормозов, приемника и шток накатника оставались неподвижными, в то время как шток тормоза отката, шток приемника и цилиндр накатника перемещались с орудием.

Тулон, кормовые башни главного калибра линкора «Курбэ»
Тулон, кормовые башни главного калибра линкора «Курбэ»

При этом сжимался воздух в цилиндре накатника, а рабочая жидкость перегонялась из задней полости цилиндров тормозов отката в переднюю через кольцевое отверстие переменного сечения, образуемое контрштоком тормоза отката. Тем самым поглощалась энергия отката. При этом станок обладал большей, чем у предшествующих конструкций, скоростью наката, что повышало скорострельность. Кроме того, неоспоримым преимуществом нового станка была простота разборки как отдельных его частей, так и станка в целом.

Были и другие ньюансы, но о них чуть позже.

Окончание следует...

Источники: Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.: Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3(33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с.; Броненосцы типов «Републик», «Демократи»,
«Дантон». Сборник статей и документов– СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем Вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )) Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь