Сколько копирайтеру брать с клиента за свою работу - 10 или 15 000 руб.? А может 30? Брать плату за месяц или понедельно при регулярной работе с проектом? Как оценивать разовую работу, какую цену ставить если первый раз берешься за новую задачу? Когда повышать цену и как?
А теперь посмотрим с другой стороны, со стороны заказчика. За что вы платите копирайтеру? Из чего формируется именно такая стоимость его работы? Почему кто-то пишет посты в группу за 20 000 руб./мес., а кто-то за 50 000, есть и такие копирайтеры, кто готов за 10 000 руб. и посты писать, и публиковать их. В чем разница?
Очень часто после консультаций или участия в тренингах, мастер-классах и интенсивах представители бизнеса воодушевляются и решают провести перезагрузку. Т.е. изменить в корне ведение сайта и соцсетей проекта. Возникает потребность в копирайтере. Но как его найти, по каким критериями выбрать, как оценивать работу и организовать сотрудничество, собственник бизнеса не знает либо знает поверхностно.
Скажу больше, основные проблемы между заказчиком и исполнителем возникают по двум причинам:
1. Копирайтер не знает какую цену поставить клиенту.
2. Клиент не знает что именно входит в эту цену, если подразумевается постоянное сотрудничество.
Сегодня буду на пальцах показывать что и сколько стоит, почему так, как и когда повышается стоимость работы и из чего она формируется.
Очень важно понимать - КАЖДАЯ РАБОТА ДОЛЖНА ОПЛАЧИВАТЬСЯ. Не просто так "сделайте срочный постик или сторис", за этим кроется: сбор инфы, написание, оформление. Это 1-3 часа работы. И если это сверх контент-плана, то исполнитель должен получить оплату за свой труд. Это же касается написания и выпуска поста-новости либо срочного написания поста под рекламу, который нужно не просто написать, а к нему еще и воронку собрать!
Мы, исполнители, очень часто не включаем в стоимость дополнительную работу, потому что работаем на благо проекта, и горим работой. Я сама такая и всегда рада дать чуточку больше;) И это нормально - сделать больше сторис, больше постов, помочь с эфиром, презентацией, разрулить какую-то ситуацию. Созвониться с клиентом и командой вне графика (а это час-полтора вашего времени!). И не включать эту РАБОТУ в дополнительную оплачиваемую. Но если такая ситуация не повторяется постоянно.
Потому что очень часто бывает, что договариваемся на одно (рассылка, сайт и посты), а потом пишем лендинги, рассылки в ВК, контент для ТГ-каналов и еще под рекламу - то есть нагрузка сильно увеличивается, а зарплата такая же. И что - заказчик виноват? НЕТ! И еще раз нет! Заказчик может не отслеживать эти моменты, его голова занята другими задачами.
Поэтому исполнитель должен сам подвести в конце месяца итоги своей работы и если количество задач выросло и дальше будет таким, на следующий месяц нужно предоставить клиенту обновленный план работы, отметив где и насколько увеличилась загрузка, и обсудить либо: увеличение оплаты, либо сокращение задач.
Итак, изначально стоимость работы формируется из задач:
- написание постов от 700 р./шт. Я не вижу смысла отдельно выделять продающие, если речь идет о постоянном ведении контента. Весь контент сообщества по своей сути продающий: и полезные, и развлекательные, и залипательные посты, и отзывы в итоге должны вести к подпискам, взаимодействию и заявкам.
- есть услуга по разработке контент-плана (на одну или несколько площадок, ) от 5 000 руб./мес., включая контент-план запуска либо рекламной кампании.
- есть услуга по написанию постов/статей с нуля или по материалам проекта. Рерайт, естественно, стоит дешевле. От 300 р./пост.
- есть услуга по написанию экспертных статей по голосовым заказчика, презентациям, эфирам и видео (выбирается тема, делается план, "вытягивается" материал, пишется статья). От 3 000 р.
- добавляем еще подбор оформления и публикацию. Это тоже стоит времени и должно быть оплачено. Тут можно ставить помесячно стоимость либо поштучно. Сторис от 100 р./шт. (визуал + текст). Рилс и клипы - в зависимости от сложности работ. Еще один нюанс - публикация в Нельзяграм в условиях впн... Тоже отнимает время.
- составление презентаций, чек-листов и прочего - тоже оплачивается отдельно, если это не постоянные, а ситуативные задачи.
Что касается дополнительного тиражирования контента. Тут тоже не все так просто.
Да, вы можете сказать клиенту, что ничего сложного и он вам эту работу не оплатит;) Поэтому нужно донести:
- тиражирование требует адаптации ( в Дзен: заголовки, оформление, "ключи"). Это время - от 30 минут.
- если переупаковка формата (в слайды, инфографику, презентацию и пр.) - это тоже время + использование программ. От 30 минут минимум.
- есть еще комплексная разработка контент-стратегии (без создания самого контента или на основании уже имеющегося у заказчика). От 10 000 р. и выше. Это без написания текстов!
Если реклама, ВП, ПЭ бывают от случая к случаю, то а) можно помогать клиенту бесплатно (за отзыв, себе для практики, кейса) или до начала работ обсудить стоимость таких ситуативных задач, или заменить те, что планировались изначально (стандартный контент-план) новыми (контент под рекламу) - в этом случае стоимость работ не изменится.
Еще один важный момент, когда один специалист берет на себя функции другого и "зашивается". Например, вы пришли как копирайтер на посты, а стали еще и администратором сообщества, потом и телеграм-канал тоже вести, и в инсту тиражировать контент.
Естественно, работы гора, вы не успеваете. И тут тоже несколько вариантов:
- во-первых, вы освободили клиенту руки и голову, и он начал фонтанировать идеями)). Значит, нужно вернуть его на землю пояснением сколько времени занимает реализация идей и кто эти реально занимается. - во-вторых, заказчик вам в голову не залезет и он не знает, что вы зашиваетесь. Поэтому скажите что не успеваете всё, и как вариант можно попросить себе помощника.
- в-третьих, если вы все успеваете, но объем работы стал намного больше - составляем таблицу стоимости и отправляем заказчику.
Далее следует либо повышение оплаты, либо сокращение задач, либо еще одни руки. Если заказчик хочет больше работы за минимальные деньги, вы расстаетесь.
Про премии, бонусы и повышения оплаты труда сотрудника
Что касается премирования команды, % от заработка проекта, корпоративных подарков, обучения и прочих прелестей - ЭТО ВСЕГДА НА УСМОТРЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА. И он не обязан это делать;)
Как поднимать вопрос повышения оплаты труда?
Недавно с коллегой обсуждали, что далеко не профи сразу требуют зарплату профи. Это мрак. И последствия трындежа горе-коучей, горе-распаковщиков и горе-коучей.
Вы стоите ровно столько, насколько полезны проекту. Всё!
Аргументы “цены выросли, у меня ипотека, дети и прочее” не работают на владельцев бизнеса. У них тоже ипотека, налоги, закупки, семья и прочее.
Аргументы ценников, которые вам обещали на курсах, тоже не катят - чтобы ставить ценник профи, вы должны быть этим профи.
Поднимать стоимость своих услуг можно только на основании практического опыт, знаний, компетенций и результатов клиента. Поднимать стоимость своей работы в проекте можно только тогда, когда вы можете ее обосновать клиенту по каждой задаче.
Сначала прописываете все задачи, итоги/отчеты о своей работе, дополнительные задачи, которые делаете - и по каждой ставите старую/новую цену.
Проще всего это делать по новым задачам, о которых вы изначально не договаривались. Так клиент видит за что ему предстоит платить и решает что ему нужно, что нет. И вы выглядите как профи, а не хабалка;)
Давайте клиентам время подумать, сравнить цены на рынке услуг, проконсультироваться и только потом принять решение. Возможно, он откатит всё к вашим изначальным задачам, а может вообще часть начнет делать сам или пригласит в команду еще кого-то - это его бизнес и его решение, никогда не стоит лезть в голову собственника и уж тем более пытаться им командовать.