Работа над продвижением сайтов предусматривает учет большого объема данных.
Однако далеко не вся информация действительно полезна. Проводимая СЕО-оптимизация должна в первую очередь быть ориентирована на особенности поведенческих факторов.
Все о поведении пользователей и продвижении сайтов
Поисковики фиксируют, как себя ведут пользователи, посещающие тот или иной ресурс. Это и называется поведенческими факторами ранжирования. Полученная поисковыми системами информация используется для определения, насколько интересен и удобен сайт для юзера.
Для эффективного продвижения интернет-площадки специалисты подгоняют контент под конкретные поисковые запросы. Встречается ситуация, когда пользователь переходит по ссылке, но задерживается на веб-ресурсе всего пару секунд. Это можно быть связано со случайным кликом (ошибочным). Но если такое действие повторяется, поисковик принимает решение, что контент не релевантным запросу. Поэтому сайт теряет свое место в топе и уступает позиции.
Обратный эффект наступает, когда юзер после перехода по ссылке долго находится на сайте. Поисковая система решает, что информация размещенная на веб-ресурсе соответствует запросу. Поэтому его рейтинг начинает повышаться.
Классификация
Чтобы точно определить поведение посетителей сайта, компании делят факторы на внутренние и внешние. К первому типу относят все действия, которые выполняются при переходе на ресурс. К второму причисляют взаимодействия со сниппетом или другими элементами.
Внутренние поведенческие факторы
Основные показатели, на которые ориентируются специалисты для оценки поведенческих факторов и эффективности продвижения сайта:
- Время, проведенное на веб-ресурсе. Чем дольше длится сессия, тем больше нравится пользователю размещенный контент. Однако в некоторых случаях это может указывать на проблемы с навигацией или структурой сайта, которые могут затруднять пользователю поиск нужной информации. Поэтому данный показатель учитывается в комплексе с остальными. Алгоритмы в первую очередь учитывают тематику веб-ресурса.
- Глубина просмотра страниц. Этот показатель позволяет получить данные о том, сколько было произведено внутренних переходов в течение одной сессии. Если пользователи активно просматривают сайт, открывают несколько страниц и изучают их по 2-3 минуты, значит веб-ресурс полезный. Но даже в таких ситуациях поисковые алгоритмы также учитывают вероятность того что пользователь запутался в навигации.
- Показатель отказов. Один из самых важных показателей эффективности сайта, который все поисковые сервисы оценивают по-разному. Он отражает процент посетителей, которые покинули площадку после изучения всего одной страницы, не взаимодействуя с ней дальше. Высокий показатель отказов может свидетельствовать о низком качестве контента, сложной навигации, медленной загрузке страниц.
- Выполнение действий на страницах. На коммерческих сайтах имеет значение то, как часто посетители заказывают продукцию или услуги. Это является более положительным сигналом, нежели прочтение описания, изучение галереи и раскрытие блоков. Если пользователь быстро совершает покупку, то это может свидетельствовать о том, что веб-ресурс соответствует его запросу и предоставляет качественные услуги.
Для мониторинга и анализа действий посетителей сайта устанавливаются специальные счетчики, которые собирают данные о том, как юзеры взаимодействуют с площадкой. Поисковик может собирать показатели, использовать их при оценке релевантности страницы поисковому запросу. При этом многие данные выводятся через панели Метрики от Яндекса и Аналитикса от Google. Больше всего внимания уделяется отказам. В Яндексе они оцениваются в случае:
- посещения лишь одной страницы за сеанс;
- если визит был не более 15 секунд (данный показатель периодически меняется);
- длительность сеанса меньше, чем требуется для покупки товара, заказа услуг или изучения платных материалов на коммерческом веб-ресурсе.
Алгоритмы Гугл работают немного иначе. Они учитывают отказ в случае, когда юзер перешел на страницу и через некоторое время ушел с сайта, не совершив никаких целевых действий.
Отсутствие внутренних переходов на сайте не всегда означает низкое качество медиаконтента или несоответствие запросу пользователя. В некоторых случаях это может быть связано с особенностями структуры веб-ресурса. Например, если это одностраничный сайт или лендинг. Поисковые алгоритмы учитывают сложность структуры сайта при оценке его качества и могут принимать во внимание наличие внутренних ссылок и тип навигации, чтобы более точно оценить релевантность.
Поисковые системы и оценка сайта
Каждая поисковая система использует свои алгоритмы для оценки того, насколько полезен и интересен сайт для пользователей.
Яндекс
Существует несколько доказательств того, что поведенческие факторы являются важными, и их необходимо учитывать при продвижении:
- Поисковики научились учитывать юзабилити еще в 2011 году.
- В 2017 году компания выпустила алгоритм с названием «Королев», который использует данные об активности пользователей в качестве одного из факторов ранжирования.
- В поисковой выдаче появились отметки «Популярный сайт» или «Выбор пользователей», которые указывают на то, что система оценивают работу площадки с учетом поведенческих факторов.
Однако у данного метода оценивания релевантности есть свои недостатки. Они связаны с тем, что у старых сайтов сформировалась большая аудитория и при нескольких тысячах страниц поведенческий фактор у них намного выше. А маленьким и новым веб-ресурсам сложнее попасть в топ выдачи.
Гугл
Несмотря на заявления некоторых специалистов крупных компаний о том, что поведенческие факторы не учитываются при ранжировании. Существуют причины полагать, что это не так. Это связано со следующими фактами:
- Ранжирование сайтов зависит от того, насколько они оптимизированы для просмотра на мобильных устройствах с небольшой диагональю экрана. Это можно отнести к поведенческим факторам.
- Скорость загрузки контента. Быстрая загрузка оценивается положительно, а медленная отрицательно. Иногда оценка осуществляется с учетом времени пребывания пользователя на сайте, поэтому данный пункт также можно отнести к поведенческим факторам.
- Недавно поисковые системы начали использовать новую оценку - удобство пользования страницей, чтобы определить ее релевантность запросу. Этот фактор, так или иначе, можно отнести к поведенческим, т. к он оценивается при помощи действий пользователей в сети.
Как показывает практика, Гугл тоже работает над улучшением эффективности своего поискового алгоритма, все это обусловлено увеличением конкуренции на рынке.
Как поисковые системы определяют поведенческие факторы на веб-ресурсе
Для создания паттернов и правильного выполнения ранжирования поисковой системе требуется много данных. Они собираются следующим образом:
- С помощью инструментов системной аналитики. Яндекс. Метрика и Google Analytics позволяют не только собрать информацию, но и использовать ее в своих целях.
- Через веб-браузера юзеров. Гугл распространяет Google Chrome, который устанавливается на многих девайсах. Яндекс тоже разработал собственный обозреватель и использует его с 2012 года. Браузеры позволяют своим разработчикам получить информацию даже без внедрения счетчиков.
- С помощью программ и расширений для браузера. Сотрудничество с поисковыми службами (системами) является распространенной практикой среди разработчиков.
По всей видимости, поведенческие факторы играют все более важную роль при определении позиции сайта в выдаче поисковых систем. Многие сервисы уже умеют определять глубину просмотра, среднее время пребывания на сайте и др. Например, владельцы ресурсов внедряют счетчики.
Поведенческие факторы и блоки сайта
Все блоки веб-ресурса влияют на уровень доверия и интерес к конкретной компании, а это и есть поведенческие метрики. Ниже будут приведены некоторые примеры в подтверждение описанных ранее утверждений:
- Корзина. Является ключевым элементом интернет-магазина обеспечивающим высокую конверсию заказов. Максимум удобства пользователей достигается благодаря минимальному количеству полей для оформления.
- Форма заказа. Важный блок на любом коммерческом сайте, который был создан для оказания услуг. Кнопки для развертывания формы должны быть доступны всем пользователям.
- Калькулятор. Помогает предварительно рассчитать требуемое количество и стоимость материалов. Он удерживает пользователей и привлекает новых посетителей за счет специальных запросов.
- Преимущества. Этот блок позволяет выделиться на фоне конкурентов. Здесь необходимо указывать именно свои отличия, чтобы увеличить продажи.
- Работы. Компания, предоставляющая услуги не может обойтись без этого блока. Предоставление примеров выполненных работ необходимо для того, чтобы потенциальные клиенты могли определиться с выбором исполнителя.
- Отзывы. Положительные комментарии с фотографиями значительно увеличивают уровень доверия среди клиентов. Перед заказом продукции все пользователи изучают именно их.
Это далеко не полный перечень. Конкретные действия и стратегии зависят от характеристик сайта, его тематики, запросов и требований клиента. Все изменения на сайте согласовываются с заказчиком.