Название этой статьи выглядит странно: никаких каминов в Древнем Египте, разумеется, не было. Но вот в Европе камины появились довольно рано. А с 18 века, когда в конструкции каминов были сделаны важные
(но дорогостоящие) улучшения, чем выше был статус владельца камина, тем более камин этот статус должен был показывать.
А вот декор интерьера в "египетском стиле" ( он же "нилотский стиль", он же "египтизирующий стиль", этакое экзотическое "бегство в Египет") известен Европе со времён Древнего Рима.
Начиная с позднего республиканского периода и, тем более, после завоевания Египта, многие римляне украшали свои дома “нилотскими сценами”: фресками, мозаикой или, как в данном случае, терракотовыми рельефами, изображающими разлив Нила:
Нилотские сцены, которые часто считаются экзотичными или нелестными карикатурами на жизнь в Египте, здесь являются тонкими и сложными воспоминаниями о ежегодном разливе Нила и религиозных праздниках, соответствующих этому времени года.
Колонны и арки предполагают, что зритель смотрит из внутреннего пространства на пейзаж, в котором иностранная флора и фауна сразу указывают на специфическую обстановку Египта: полноводная река, крокодил и бегемот, мангуст...Под правой аркой две фигуры пигмеев управляют тростниковой лодкой. Миниатюрные фигурки создают элемент юмора, но также являются серьезным намеком на древнеегипетскую мифологию. Поднявшиеся воды Нила ознаменовали возвращение “странствующей богини”, Хатхор, которая вернулась из своего зимнего пребывания на далеком юге и привезла с собой обитателей этого региона.
Однако, римляне долго владели Египтом и многие из них там бывали- поэтому, неплохо разбирались как в религии Египта, так и в том, как что-то "египетское" должно выглядеть.
Увы, для европейцев 18 века, до эпохи Наполеона, побывать там - это словно сейчас слетать на Марс: долго, дорого и опасно.
Однако, начиная с эпохи Возрождения, всё египетское становится модным. Почему? Да потому, что проснувшийся интерес к древнему наследию побудил европейцев заняться археологией, и количество египетских артефактов, привезённых ещё во времена Древнего Рима, оказалось огромным.
Вдобавок, заново открытые сочинения поздней античности прославляли Египет, как таинственную страну Мудрости, родину искусств и хранительницу божественного Знания.
И, вот, здесь и встречаются столь разные вещи, как камины и Египет.
Джованни Баттиста Пиранези (1720 - 1778)- талантливый итальянский художник и архитектор, археолог и гравер. Занимался, среди всего прочего, разработкой интерьеров.
Наиболее инновационным аспектом дизайна Пиранези является “археологический взгляд”, подход, который Пиранези подробно описывает в эссе, посвященном его работе 1769 года "Разнообразные способы украшения каминов".
Это эссе начинается не с эстетических идей Пиранези, а с обсуждения того, отражают ли его каминные конструкции предметы, которые могли существовать в древности. Он приходит к выводу, что отсутствие археологических свидетельств подразумевает, что древние не обладали таким элементом интерьера, как камин.
Затем Пиранези излагает цель своих сложных проектов каминов: “показать, что может сделать способный и знающий архитектор, используя древние памятники", и утверждает, что его работа стала возможной только благодаря археологическим исследованиям.
В тринадцати каминных дизайнах Пиранези использует удивительно разнообразный ассортимент египетских предметов, выходящих далеко за рамки набивших оскомину обелисков, пирамид и сфинксов.
На современный взгляд рисунки Пиранези кажутся причудливыми и фантастическими, но это не должно заслонять от нас точность, с которой Пиранези передает некоторые из древнеегипетских предметов, которые он мог видеть в ранних европейских коллекциях.
Пиранези смело смешивает различные типы древнеегипетских предметов. Работы демонстрируют пристальное внимание Пиранези к египетским памятникам, начиная от статуй и рельефов и заканчивая небольшими амулетами:
Всё богато испещрено иероглифами, но "египетское" буквально на глазах становится всё фантастичнее, приближаясь к уровню арабески:
Такая вот история))