Моделирование – это очень древний создания моделей. Она основана на том, что предметы-заместители заменяют реальные объекты моделируемого предмета. Предметами-заместителями могут быть схематические изображения, планы, рисунки, знаки и другие.
Виды
Существует три вида моделирования.
1 – предметная модель. Этот вид подразумевает физическую конструкцию предметов, похожий на настоящий. Она повторяет главные части предмета, её пропорции, особенности и, возможно, функции, но в миниатюрной форме. С помощью данного вида модели можно показать, как устроена огромные и очень масштабные предметы и объекты, например, галактику «Млечный путь», как устроены и расположены облака и другие.
2 – предметно-схематическая модель. Это предметы, которые имеют общий взаимосвязи друг с другом, выделенные благодаря графическим знакам и предметам-заместителям. Например: различные алгоритмы действии (умывания, одевания и т.д.), части какого-либо объекта (шкаф, стул и т.д.), описание времён года и другие.
3 – графическая модель. Обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Например: схемы помещений, здании, комнат, какого-нибудь маршрута (путь от дома до магазина); план разнообразных объектов (кухонный уголок детей) и другие.
Приёмы
Моделирование состоит из трёх приёмов:
1. Замещение. Это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными: геометрические фигуры или полоски; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
2. Пиктограмма. символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство, облегчающее развитие общения, речи; как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии; как средство, помогающее изложить мысли в устной форме. Пиктограмма
3. Мнемотаблица. это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.
Польза для детей
Моделирование влияет на многие стороны ребёнка, а именно:
- развивает мелкую моторику рук, соответственно, способствует развитию речи;
- совершенствует самостоятельность, аккуратность, терпение;
- формирует умение действовать по инструкции и указаниям взрослого;
- развивает познавательные и мыслительные процессы;
- прививает любовь к ручному труду;
- развивает творческие способности;
- воспитывает эстетическое чувство.
Методы моделирования являются одними из эффективных способов обучения детей. Кроме того, можно развивать как творческую, так и умственную сторону ребёнка. Моделирование можно совмещать с другими методами и при грамотном использовании принесёт больше результатов.