Найти в Дзене
Разговор начистоту

Конкурсы… Что важнее успех или "поражение"?

Творческие конкурсы – испытание не только для ученика, но и педагога. Мой первый конкурс в качестве преподавателя «случился» в первый же год моей работы в музыкальной школе.

И сразу же – успех! Но, признаюсь, что моя ученица, которая победила тогда, в областном конкурсе, была моей родной сестренкой.

Меня попросила взять ее в ученицы моя мама. До этого она училась в другой музыкальной школе по классу фортепиано. Училась успешно, но желание учиться, почему-то пропало, и чтобы девочка «не болталась на улице», у мамы возникла идея – отдать ее мне.

Сестренка была способной девочкой, и достаточно, взрослой. У меня она училась в первом классе, и ей было не 7 лет, как всем первоклассникам, а 10…

Удачное стечение обстоятельств: способности ребенка, возраст, и немаловажный фактор – родственница. «Пазл» сложился, и то, что у начинающего педагога ученик, и сразу лауреат – прецедент, и случается не так часто, но мне повезло!

Меня, как педагога, тем более, начинающего, победа на конкурсе очень вдохновила, и «окрылила». Как говорят: «Почувствовала вкус успеха, и ощущение своей «классности», как педагога.

Но мама, мне тогда сказала: «Это твое только начало, и какой ты педагог, покажет время. Эта победа больше не твоя, а твоей ученицы».

Тогда я не понимала до конца, что она имела в виду, но, с годами это понимание пришло, и я хочу с вами поделиться «этим пониманием», а также, тем, что есть конкурсы в моей "преподавательской" жизни и жизни моих учеников.

Расскажу один случай. Ко мне в 3 класс пришла ученица, спортсменка. Музыкой занималась с неохотой, больше уделяя время спорту. Но подружилась с девочкой из моего класса, для которой музыкальная школа была в приоритете, которая много выступала, участвовала в конкурсах и побеждала.

При подготовке учеников к очередному конкурсу, ко мне обратилась моя ученица-спортсменка с неожиданной просьбой: «Разрешите мне принять участие в конкурсе»!

Я ей ответила, что это невозможно: «Ты мало занимаешься, твой исполнительский уровень не соответствует конкурсным требованиям…»

Ученица от меня не отставала: «Разрешите, я хочу попробовать, я буду стараться…»

Я дала согласие, понимая, что это будет «полный провал» не только для ребенка, а в первую очередь – для меня. Выпустить неподготовленного ученика на конкурс, это – не профессионально.

Я пережила такие минуты стыда и позора, о котором впоследствии... никогда не жалела.

Воистину мудрые слова великого русского музыканта-виолончелиста, С. Растроповича: «Порой поражение, а не успех, необходим нам в жизни».

В следующем конкурсе моя ученица-спортсменка «обошла» и свою подружку, и всех… И СТАЛА ПОБЕДИТЕЛЕМ!

Это был наш общий успех. Девочка поверила в себя. Она по-настоящему увлеклась музыкой. И стала прекрасным музыкантом!

Иногда педагогу не хватает смелости «рискнуть» своей репутацией, чтобы дать шанс ученику проверить свои способности, степень подготовленности и "конкурентности". Дать возможность ему адекватно оценить «результат своей успешности», по сравнению с «конкурентами».

Существует такая практика среди педагогов музыкальных школ, когда в классе есть один - два ученика, которые постоянно участвуют в конкурсах. Это, как правило, дети с «профессиональной направленностью». Цель таких учеников – победить!

У меня несколько иное отношение к конкурсам.

Для меня конкурс - эффективнейший метод развития ученика как исполнителя с одной стороны, а с другой – результат выступления ученика на конкурсе – это качественная, содержательная оценка его работы: что удалось, чего не хватило, а также, немаловажно – качественная и содержательная оценка работы педагога.

Результат ученика на конкурсе – это не полученное место, а «проверка» соответствия представления и педагога, и ученика, и его родителей о том, насколько выступление ученика соответствует требованиям не только конкурсным, но в первую очередь, профессиональным.

Для моих учеников, которые воспитываются не на «пятерках», а на других ценностях – желании играть хорошо на скрипке, конкурс – это возможность проверить себя, послушать других, дать самому себе оценку по сравнению с другими, и двигаться дальше…

Когда для ученика "место" на конкурсе - не главное, самое замечательное то, что дети выходят на сцену без страха «провала», и в итоге результат – успешное выступление, а «место», просто приятный бонус для всех: для ученика, для родителей, и меня

Заранее благодарна всем читателям, и как всегда, жду ваших комментариев.

Ваша Г. Молькова.